Аватар

 «Авата́р» (англ. Avatar, МФА: [ˈæv.ə.tɑɹ]) — американский научно-фантастический фильм 2009 года сценариста и режиссёра Джеймса Кэмерона с Сэмом Уортингтоном и Зои Салдана в главных ролях. Действие фильма происходит в 2154 году, когда человечество добывает ценный минерал анобтаниум на Пандоре, обитаемом спутнике газовой планеты в звёздной системе Альфы Центавра. По сюжету ресурсодобывающая корпорация угрожает существованию местного племени человекоподобных разумных существ — на’ви. Название фильма — название генетически спроектированных тел, гибридов на’ви и людей, используемых командой исследователей для изучения планеты и взаимодействия с туземными жителями Пандоры.

 

Создание «Аватара» началось в середине 1990-х годов, когда Джеймс Кэмерон написал 80-страничную концепцию сценария фильма. Предполагалось начать съёмки в 1997-м и выпустить «Аватар» в прокат уже в 1999 году, но, по словам Кэмерона, на тот момент ещё не существовало технологий, способных воплотить его видение картины. Работа над языком на’ви началась летом 2005 года, а в начале 2006 года Кэмерон приступил к созданию сценария и вымышленной вселенной. По официальным данным, бюджет «Аватара» составляет около 237 миллионов долларов, по другим оценкам, затраты на производство фильма варьируются от 280 до 310 миллионов, а стоимость рекламной кампании оценивается в 150 миллионов долларов. При съёмках «Аватара» широко использовалась технология захвата движения. Фильм вышел в прокат в традиционном формате, 3D-формате (RealD 3D, Dolby 3D, XpanD 3D и IMAX 3D) и в «4D»-формате в некоторых кинотеатрах Южной Кореи.

 

Премьера «Аватара» состоялась в Лондоне 10 декабря 2009 года. В международный прокат, включая США и Канаду, фильм вышел 16—18 декабря того же года. Картина имела коммерческий успех и снискала одобрение критиков. Она побила несколько рекордов по сборам, став самым кассовым фильмом всех времён в Северной Америке, России и во всём мире, обойдя «Титаник», который удерживал рекорд в течение 12 лет. «Аватар» также стал первым фильмом в истории кинематографа, кассовые сборы которого превысили отметку в 2 миллиарда долларов. Фильм был номинирован на «Оскар» в девяти категориях, включая «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура», и победил в трёх из них: «Лучшая операторская работа», «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучшая работа художника-постановщика». DVD-релиз фильма побил рекорды продаж, а Blu-ray-издание стало одним из самых успешных в истории.

 

В 2013 году Джеймс Кэмерон подписал контракт с компанией 20th Century Fox о создании ещё трёх фильмов, образующих вместе с оригинальной картиной тетралогию, и первое продолжение — «Аватар 2» — было намечено выпустить в 2016 году. Однако 14 апреля 2016 года Кэмерон объявил о создании четырёх фильмов франшизы — выход фильма «Аватар 2» был перенесён на 2018 год, а выпуск трёх других намечен на 2020, 2022 и 2023 год соответственно.

 

Сюжет 

 

К середине XXII века человечество почти исчерпало природные ресурсы перенаселённой Земли. Корпорация RDA разворачивает крупномасштабную добычу редкого минерала анобтаниума на Пандоре — колонизуемом людьми спутнике газового гиганта Полифем в звёздной системе Альфы Центавра. Пандора, чья атмосфера ядовита для людей, густо населена флорой и фауной, а также трёхметровыми разумными гуманоидами. Они называют себя на’ви, почитают богиню-мать Эйву, живут в первобытной гармонии с природой и недовольны её разрушением, устроенном землянами.

 

Для исследования биосферы Пандоры учёные используют «аватары» — спроектированные гибриды тел на’ви и людей. Аватар дистанционно управляется человеком-оператором, чья ДНК была использована при его создании. Оператор „спит“ в узле нейросвязи, мысленно управляя аватаром как своим телом. Аватары крайне дороги, поэтому когда Томми, учёного и оператора аватара, убивают незадолго до отправки на Пандору, представители RDA предлагают занять его место брату-близнецу погибшего Джейку Салли, страдающему параличом ног бывшему морскому пехотинцу. Ради денег на лечение Джейк соглашается и прибывает на Пандору в 2154 году.

 

Джейк знакомится с главой программы «Аватар» доктором Грэйс Огустин; та считает солдата плохой заменой погибшему учёному. Против её воли начальник колонии Паркер Селфридж назначает Джейка охранником для учёных. В первой экспедиции, пока аватары Грэйс и её коллеги Норма Спеллмана отвлеклись, на аватара Джейка нападает танатор, крупный хищник. Убегая, Джейк теряется в лесу, где его атакует стая мелких хищников. Его спасает Нейтири, охотница-на’ви из клана Оматикайя. Следуя удивившему её знаку природы, она приводит Джейка в огромный Древо-дом, где веками живёт клан. После вмешательства Мо’ат, матери Нейтири и духовного лидера Оматикайя, его решают оставить, поручив Нейтири обучить его культуре и охоте. Нейтири недовольна; как позже узнает Джейк, земляне-солдаты убили её сестру.

 

На участке земли под Древо-домом земляне запланировали новый карьер. Глава по безопасности полковник Майлз Куоритч вместе с Селфриджем предлагает Джейку через аватар тайно от учёных собирать разведывательные данные об Оматикайя на случай конфликта, а также узнать, на что можно обменять их согласие переселиться. Взамен ему обещано оплатить лечение позвоночника. Грэйс подозревает сговор и вместе с Джейком и Нормом перебирается в полевой лагерь учёных в горах Аллилуйя, где мощные электромагнитные вихри не позволяют нормально работать земной технике.

 

За три месяца Джейк (тайно отчитываясь на базу) учится охоте, езде и полётам на диких зверях, познаёт связь на’ви с природой, их язык, веру и обряды, и взаимно влюбляется в Нейтири. В видеодневнике он говорит, что с трудом помнит прошлую жизнь и не уверен, кто он теперь; мир на’ви ему кажется явью, а исхудавший человек в инвалидной коляске — сном. Куоритч, получив данные для атаки, предлагает завершить миссию, но Джейк отказывается, чтобы обсудить уход клана. Заслужив доверие народа, Джейк принят в клан; вскоре он и Нейтири становятся супругами.

 

Внезапно бульдозеры RDA уничтожают священное Древо Голосов; Джейк-аватар тщетно пытается их остановить, ломая камеры и попадая в кадр. Не успев рассказать клану о планах землян, аватары падают, когда прилетевший в лагерь Куоритч отключает связь и обвиняет Джейка в предательстве. На базе он показывает Селфриджу запись дневника, где Джейк предполагает, что на’ви не покинут дом добровольно. Не внимая доводам Грэйс о хранящей народную память глобальной нейросети деревьев и не испытывая сострадание к на’ви, Селфридж завершает программу «Аватар».

 

Племя мстит, убивая охрану и сжигая бульзодеры. Куоритч уговаривает Селфриджа использовать атаку как повод для сноса Древо-дома, а Джейк — позволить ему и Грэйс убедить племя уйти. Джейк-аватар сообщает, что „небесные“ скоро снесут Древо-дом, а он всё знал и был послан для внедрения. Племя считает его предателем; от казни его и Грэйс спасает нападение землян. Мо’ат освобождает Джейка, прося его помочь, „если он стал своим“. Дерево падает, племя едва спасается, среди убитых отец Нейтири (глава клана); Нейтири прогоняет Джейка. Селфридж приказывает отключить связь с аватарами и запереть Джейка, Грэйс и Норма в изоляторе за бунт.

 

Ночью боевой пилот Труди Чакон, работающая с учёными и возмущённая жестокостью военных, помогает пленникам бежать в полевой лагерь и перевезти его поглубже в горы. При побеге Куоритч сильно ранит Грэйс. Войдя в аватар, Джейк повторяет подвиг легендарного героя «Тору́ка Макто́», оседлав верховного летающего хищника тору́ка, чем возвращает доверие Оматикайя. Джейк просит их помочь спасти Грэйс. Её кладут под священное Древо Душ, через которое племя общается с Эйвой. Клан пытается переместить Грэйс из человеческого тела в её аватар; оба тела умирают, но, по словам Мо’ат, её сознание слилось с Эйвой.

 

Джейк призывает собрать племена и прогнать „небесных“. Заметив сборы с орбиты, Куоритч узурпирует власть и мобилизует солдат и шахтёров для „защитного“ упреждающего удара — он хочет разбомбить Древо Душ, деморализовав врага. Джейк понимает, что придётся воевать первобытным оружием против техники, приходит к Древу Душ и молит Эйву посмотреть в памяти Грэйс, как земляне уничтожили свою природу, и помочь сохранить эту.

 

В масштабной битве земляне воюют с кратно превосходящими по численности туземцами. Спасая Джейка, Труди вызывает огонь на себя и погибает, как и другие второстепенные герои. Бой почти проигран, но против колонистов обращается природа — вся фауна нападает и побеждает землян. Летая на прирученном торуке, Джейк-аватар сбивает два крупнейших корабля, спасая Древо Душ. Куоритч выживает в робокостюме и находит модуль связи, где „спит“ управляющий аватаром Джейк. Подоспевшая Нейтири, оседлав танатора, бьётся с Куоритчем, но тот почти убивает её. Появляется Джейк-аватар и в неравной битве ломает кабину робота, но попадает в захват. Нейтири пронзает Куоритча из отцовского лука и спасает Джейка.

 

Добыча анобтаниума и разрушение природы окончены, а выжившие земляне (кроме дружественных учёных) изгнаны на Землю. Джейк становится новым главой Оматикайя; клан помогает навсегда перенести его сознание из тела человека в аватар.

 

История создания

Предыстория

 

В 1994 году режиссёр Джеймс Кэмерон написал 80-страничную концепцию сценария будущего фильма, черпав вдохновение из «каждой научно-фантастической книги», прочитанной им в детстве, и из приключенческих романов Эдгара Райса Берроуза и Генри Райдера Хаггарда. В августе 1996 года он объявил, что после завершения производства «Титаника» планирует приступить к созданию фильма с применением созданных при помощи CGI-графики актёров. Проект оценивался в 100 миллионов долларов и должен был включать в себя минимум шесть актёров в главных ролях, которые «казались бы реальными, но не существовали в материальном мире». Визуальными эффектами должна была заняться студия Digital Domain. Предполагалось начать съёмки летом 1997 года и выпустить фильм в прокат в 1999-м. Однако Кэмерон посчитал, что технологии были на тот момент недостаточно развиты, чтобы воплотить его видение фильма. В последующие несколько лет он решил сосредоточиться на создании документальных лент и усовершенствовании SFX-технологий. По сообщению журнала Bloomberg BusinessWeek, компания 20th Century Fox выделила Кэмерону 10 миллионов долларов, чтобы тот снял концепт-ролик задуманного фильма для демонстрации своих идей и показал его руководителям Fox в октябре 2005 года. Известно, что рабочее название фильма — «Проект 880» (англ. Project 880).

 

Пре-продакшн

 

“Необходимо было искусственными средствами создать мир настолько прекрасный, чтобы зрители после просмотра фильма оглянулись вокруг и задали себе вопрос: что мы сделали с этим миром, и как мы можем исправить положение?”

— Сэм Уортингтон, MovieWeb

 

С января по апрель 2006 года Кэмерон работал над написанием сценария и созданием культуры на’ви. Их язык был разработан доктором Полом Фроммером, лингвистом из Университета Южной Калифорнии. Язык на’ви включает в себя около 1000 слов, 30 из которых добавлены Кэмероном. В его фонемах присутствуют абруптивные согласные, такие как «kx» в слове «skxawng», взятые из амхарского языка эфиопов, и «ng», которые Кэмерон взял из новозеландского маори. Чтобы больше узнать о работе ботаников с образцами растений и обсудить способы коммуникации между организмами Пандоры, актриса Сигурни Уивер и художники по декорациям общались с Джоди С. Холт, профессором физиологии растений из Калифорнийского университета в Риверсайде. В первоначальном варианте сценария листва растений была такой же синей, как кожа на’ви, но в конечном счёте режиссёр решил использовать зелёный цвет для большего сходства с флорой Земли.

 

С 2005 по 2007 год Кэмерон работал с командой дизайнеров, в которую входили известный иллюстратор Уэйн Барлоу и знаменитый концепт-художник Йорду Шелл. В их задачи входило создание внешнего облика на’ви посредством рисунков и скульптур; они часто работали вместе на кухне в доме Кэмерона в Малибу. В июле 2006 года Кэмерон объявил, что выход «Аватара» предположительно намечен на середину 2008 года, а съёмки начнутся в феврале 2007-го. В августе 2006 года стало известно, что за создание визуальных эффектов берётся студия Weta Digital. Стэнли Уинстон, который ранее уже работал с Кэмероном, вступил в проект в качестве дизайнера. В общем стадия пре-продакшена «Аватара» заняла несколько лет. В проекте были задействованы два разных художника-постановщика и два художественных отдела, один из которых занимался флорой и фауной Пандоры, а другой — машинами и техникой людей.

 

Компания Fox колебалась в принятии решения о съёмках фильма из-за болезненного опыта с перерасходом средств и задержками при производстве предыдущей картины Кэмерона, «Титаник», хотя Кэмерон и шёл на уступки: переписал сценарий, удалил некоторых персонажей и заверил студию, что откажется от части своего гонорара в случае коммерческого провала фильма. Когда в середине 2006 года Fox в недвусмысленных выражениях заявила Кэмерону, что рассматривает вопрос передачи фильма, он стал обращаться к другим киностудиям. В частности, режиссёр представил свой проект Дику Куку, на тот момент занимавшему пост председателя Walt Disney Studios. Однако, когда Disney попыталась взяться за проект, Fox заявила о своём преимущественном праве покупки[en]. Fox окончательно согласилась участвовать в создании «Аватара» только после того, как студия Ingenious Media согласилась профинансировать проект. Это позволило снизить экономические риски более чем наполовину от официального бюджета. Уже после начала сотрудничества с Fox один из её скептически настроенных руководителей сказал Кэмерону и продюсеру «Аватара» Джону Ландау: «Я не знаю, может, мы сумасшедшие, раз позволили вам делать это, или вы сумасшедшие, раз думаете, что у вас получится…»

 

Кэмерон чувствовал, что так или иначе любовь Джейка к Нейтири может зависеть от её физической привлекательности, поэтому разработку её образа он поручил команде художников, состоящей только из одних мужчин.

 

По неофициальным данным, стоимость производства фильма оценивалась в диапазоне от 280 до 310 миллионов долларов, а расходы на маркетинг составили $150 миллионов. Обозреватели отмечали, что $30 миллионов налоговых скидок уменьшили финансовое давление на студию и её инвесторов. Официальный представитель Fox заявлял, что бюджет «Аватара» составляет «237 миллионов долларов плюс 150 миллионов на промоушен».

 

Кастинг стартовал в июне 2006 года. Когда актёры были окончательно утверждены, Кэмерон вывез их для репетиции сцен из фильма на Гавайские острова, чтобы они лучше почувствовали, что такое тропические джунгли. В декабре 2006 года Кэмерон охарактеризовал «Аватар» как «фантастическую историю, происходящую на другой планете через двести лет» и «старомодное приключение в джунглях с экологическим подтекстом, выходящее на мифический уровень повествования». Он не исключал возможность съёмок двух сиквелов фильма, если тот оправдает себя в прокате.

 

Сюжетные параллели и источники вдохновения

 

По словам Кэмерона, «„Аватар“ — это в первую очередь экшн, приключение и „путешествие самопознания“». Режиссёр признавался, что фильм затрагивает тему империализма: «люди с большей военной и технологической мощью, как правило, могут вытеснить или уничтожить людей более слабых, и всё ради ресурсов». Он говорил, что у фильма есть совесть: «Это хорошо, если у фильма она есть: она не превращает его в аттракцион».

 

Кэмерон называл среди источников вдохновения прочитанные им в детстве произведения научно-фантастической литературы. Он заявлял, что старался не только передать атмосферу серии романов о Джоне Картере писателя Эдгара Райса Берроуза, но и обновить её. Режиссёр признавался, что повествование «Аватара» схоже с сюжетными особенностями таких фильмов, как «Игра в полях господних» (1991), «Изумрудный лес[en]» (1985), «Принцесса Мононокэ» (1997), в которых характерной особенностью являются противоречия между культурами и цивилизациями; и «Танцующий с волками» (1990), где покалеченный солдат находит своё место среди той культуры, против которой он изначально сражался.

 

Кэмерон неоднократно признавал связь фильма с представлениями индуизма, в том числе заимствование названия фильма и синего цвета кожи на’ви из индуистских священных текстов. В 2007 году журнал Time в интервью с Кэмероном поинтересовался у режиссёра о значении термина «аватар», на что тот ответил: «Это телесное воплощение одного из индуистских богов. В фильме оно означает, что в будущем люди с помощью технологии научатся помещать сознание человека в удалённое биологическое тело». В интервью изданию Entertainment Weekly Кэмерон отметил связь синего цвета на’ви с синекожими богами индуизма, сказав, что эта параллель нравится ему «концептуально». На пресс-конференции в Дели Кэмерон сказал: «Я влюблён в мифологию и пантеон индуизма; он такой богатый и живой. Я не хотел ссылаться на идеи индуизма [в фильме] слишком явно, однако мне было интересно создать подсознательную связь с индуизмом», добавив, что хорошо знаком с индуистским вероучением и считает его «захватывающим».

 

На внешний облик на’ви повлиял сон матери Кэмерона, в котором она наблюдала четырёхметровую женщину с синей кожей. Кэмерон говорил: «Мне нравится синий. Это хороший цвет… к тому же, есть параллель с индуистскими божествами…» Подобные существа появились в его первом сценарии, написанном в 1976—1977 годах, в котором фигурировала планета, населённая синими инопланетянами. Они же стали основой для образа на’ви.

 

Любовная история Джейка и Нейтири, по признанию Кэмерона, схожа с историей любви Джека и Розы, персонажей фильма «Титаник», режиссёром и сценаристом которого также был Кэмерон. В обоих случаях влюблённые — выходцы из радикально отличающихся культур, чья связь является нарушением общественных норм, что заставляет героев выбирать между своей культурой и чужой.

 

На создание пейзажа парящих гор Аллилуйя дизайнеров вдохновило «множество разных видов гор, но в основном закарстованные известняковые формации в Китае». По словам художника-постановщика Дилана Коула, вид фантастических парящих скал был навеян горной грядой Хуаншань в КНР. Кэмерон также отметил влияние китайских горных вершин. В январе 2010 года самая высокая скала (1080 метров) национального лесного парка Чжанцзяцзе (Китай) официально была переименована в «гора Аватар-Аллилуйя[en]» в честь фильма.

 

Для создания интерьеров ресурсодобывающей колонии RDA в июне 2007 года художники-постановщики фильма посетили нефтяную платформу Noble Clyde Boudreaux, расположенную в Мексиканском заливе. Они произвели замеры, а также фото- и видеосъёмку платформы с разных перспектив. Платформа впоследствии была перенесена на экран при помощи фотореалистичной CGI-графики на стадии пост-продакшена.

 

Кэмерон признавался, что «Аватар» косвенно критикует обезличенный характер механизированной войны в целом и роль Соединённых Штатов в Иракской войне в частности. Однако в более поздних интервью он утверждал, что «фильм определённо не антиамериканский». Когда Кэмерона попросили прокомментировать сходство сцены, в которой Куоритч уничтожает Древо Дома, с террористической атакой на башни Всемирного торгового центра, он ответил, что был «удивлён, насколько эти [события] похожи на 11-е сентября».

 

Съёмки

 

Часть неосновных сцен Кэмерон начал снимать уже осенью 2006 года. Основной же съёмочный этап, проходивший преимущественно в Лос-Анджелесе и Веллингтоне, столице Новой Зеландии, стартовал в апреле 2007 года. Съёмка осуществлялась посредством видоизменённой версии проприетарной цифровой системы 3-D Fusion Camera System, разработанной Кэмероном и Винсом Пейсом. Режиссёр считал, что 3D-фильм требует высокой кадровой частоты. Это обстоятельство могло бы обеспечить незаметность стробоскопического эффекта, однако в январе 2007 года Fox объявила, что съёмка будет проходить с частотой 24 кадра в секунду. По словам Кэмерона, фильм состоит на 60 % из компьютерных элементов и на 40 % из живого действия.

 

Съёмка с применением технологии захвата движения проходила в ангаре компании Hughes Aircraft в Плая Виста, Лос-Анджелес, и длилась 31 день. Съёмки без применения этой технологии начались в октябре 2007 года в Веллингтоне в павильонах Stone Street Studios и также проходили в течение 31 дня. К производству были привлечены более тысячи сотрудников. В процессе подготовки к съёмкам все актёры проходили профессиональное обучение тем навыкам, которыми обладали их персонажи: стрельбе из лука, верховой езде, обращением с огнестрельным оружием, рукопашному бою, а также изучению инопланетного языка.

 

На съёмочном этапе Кэмерон применил свою собственную новую систему виртуальной съёмки. Эта технология наделяла возможностью демонстрации цифровых копий актёров в двух проекциях: в определённом виртуальном окружении и в режиме реального времени, что позволяло режиссёру, управляя виртуальной камерой, снимать сцены так, как если бы это была живая съёмка. По словам Кэмерона: «Она словно большой, мощный игровой движок. Если я хочу летать в пространстве или сменить ракурс, то я могу это». Режиссёр заявил, что этот процесс не уменьшал значимости или важности актёрской игры, но наоборот — подчёркивал её. Так как отпадает необходимость настраивать камеры и осветительное оборудование, поправлять костюмы и грим, процесс съёмок становится более цельным. Кэмерон описал эту систему как «форму чистого творчества, где по своему желанию вы можете перемещать деревья, горы, небо, менять время суток, у вас есть полный контроль над этими элементами».

 

Кэмерон позволил протестировать новую технологию двум своим приятелям, режиссёрам Стивену Спилбергу и Питеру Джексону. Спилберг говорил: «Мне понравилось думать о ней как о цифровом гриме, а не о дополненной анимации… Технология захвата движения приводит режиссёра к своего рода близости, которую актёры и режиссёры чувствуют, только когда работают в театре». Спилберг вместе с Джорджем Лукасом имели возможность наблюдать работу Кэмерона со всем этим новаторским оборудованием.

 

Чтобы получить соединение CGI-анимации с живой актёрской игрой, была задействована уникальная съёмочная система, известная как simulcam, — смесь 3-D Fusion Camera System и системы виртуальной съёмки. В то время как шли съёмки с применением simulcam, в режиме реального времени CGI-изображения накладывались на «живые» изображения, создавая дополненную реальность; и всё это выводилось на небольшой монитор, позволяя режиссёру видеть сразу готовую со всеми визуальными эффектами сцену.

 

Визуальные эффекты

 

При производстве «Аватара» было задействовано множество инновационных технологий по созданию визуальных эффектов. По заявлениям Кэмерона, работа над фильмом была отложена с 1990-х годов до тех времён, пока технологии не продвинутся достаточно, чтобы должным образом воплотить его видение фильма.

 

Среди инноваций были новая система освещения обширных площадей, таких как джунгли Пандоры, павильон для съёмок с использованием технологии захвата движения в шесть раз крупнее, чем самый большой использованный ранее, и улучшенный метод захвата выражений лица. Для того чтобы выполнить захват мимики актёров, на них крепили специальные конструкции, выполненные индивидуально для каждого актёра по форме его головы. На этих конструкциях фиксировались крохотные камеры так, чтобы они располагались перед лицом актёра. Информация, собранная при помощи камер, о выражении лиц и движении глаз передавалась в компьютер. Кэмерон говорил, что этот метод позволяет передать 100 % актёрской игры их цифровым копиям. Кроме того, захваченное движение, переданное в компьютер, можно использовать неограниченное количество раз и просматривать с различных ракурсов.

 

Новозеландская компания Weta Digital, расположенная в Веллингтоне, занималась созданием визуальных эффектов к фильму и привлекла к производству около 900 человек. Из-за колоссального количества цифровых данных, которые необходимо было хранить таким образом, чтобы те были доступны любому сотруднику, даже если он находится на другом конце света, понадобилась облачная система цифрового управления активами, названная Gaia и созданная компанией Microsoft специально для «Аватара», что позволило отслеживать и координировать все этапы цифровой обработки. Для рендеринга сцен фильма Weta использовала серверную ферму площадью 930 м2 с использованием 4 тыс. серверов компании Hewlett-Packard, имевших в общей сложности 35 000 процессорных ядер под управлением операционной системы Ubuntu. Шесть кластеров этой фермы занимали места с 193-го по 197-е и 274-е в списке пятисот мощнейших суперкомпьютеров мира на ноябрь 2009 года. Для текстурирования и рисования использовалась система программного обеспечения Mari, разработанная компанией The Foundry в содействии с Weta. При создании на’ви и виртуального мира Пандоры понадобился более чем петабайт цифрового дискового пространства, а каждая минута фильма занимала 17,28 гигабайт. Чтобы закончить работу над визуальными эффектами в срок, к производству были привлечены и другие компании, включая Industrial Light & Magic, которая помогала Weta в работе над созданием батальных сцен. Главным супервизором визуальных эффектов был Джо Леттери.

 

Музыка к фильму 

 

Музыку к фильму написал Джеймс Хорнер, это была его третья совместная работа с Кэмероном после «Чужих» и «Титаника». Композитор сотрудничал с Вандой Бриант, музыкальным этнографом, чтобы создать музыкальную культуру инопланетной расы. Хорнер признавался, что работал над саундтреком с четырёх часов утра и до десяти вечера каждый день. Он говорил в своём интервью: «„Аватар“ — самый сложный фильм, над которым я трудился, и самая большая работа, за которую я брался». Хорнер записывал хор на языке на’ви отдельно от музыкального сопровождения, а потом соединил их в одну композицию. Если хоровое пение было записано в марте 2008-го, то музыка — только весной 2009 года. Песню «I See You» исполнила британская певица Леона Льюис. Клип на эту композицию, срежиссированный Джейком Нава, впервые появился 15 декабря 2009 года в социальной сети MySpace.