Контрибуция

 «Контрибуция» — российский фильм режиссёра Сергея Снежкина. Снят по мотивам повести Леонида Юзефовича «Контрибуция».

 

Фильм вышел в прокат 17 марта 2016 года продолжительностью 1 час 40 минут. Режиссёрская версия фильма (2 часа 50 минут) демонстрировалось в определённых кинозалах, а показ полной версии на «Первом канале» отложен на осень 2016 года. Выход кинокартины сопровождался конфликтом между режиссёром и продюсером, в результате чего С. Снежкин и Л. Юзефович потребовали убрать их фамилии из титров.

 

Сюжет

 

Действие фильма происходит в 1918 году в Перми. Среднесибирский белогвардейский корпус под командованием молодого генерала Анатолия Николаевича Пепеляева захватывает город. Армия измотана, не хватает патронов, обмундирования, провианта. Генерал приглашает пермских купцов с целью собрать деньги для нужд армии. Богатая вдова Чагина приносит в качестве контрибуции дорогой бриллиант. На следующий день бриллиант таинственным образом исчезает. К поискам привлекают приговорённого к смерти «красного» следователя Андрея Мурзина, который должен найти бриллиант в обмен на помилование.

 

В ролях

 

Максим Матвеев — генерал-майор Анатолий Пепеляев

Елизавета Боярская — вдова Чагина

Надежда Толубеева — Верочка

Илья Носков — Андрей Мурзин, следователь

Евгений Дятлов — Насонов

Константин Воробьёв — Каменский

Артур Ваха — Калмыков

Юрий Ицков — Грибушин

Игорь Черневич — Зильберштейн

Сергей Перегудов — капитан Шамардин

Андрей Гульнев — ювелир

Григорий Чабан — сумасшедший

Андрей Полищук — штабс-ротмистр Плешаков

Александр Шпынёв — адъютант генарал-майора Пепеляева

Сергей Гамов - Карпуша, начальник тыла

 

Съёмочная группа

 

Автор сценария и режиссёр — Сергей Снежкин

Оператор — Сергей Мачильский

Художники — Владимир Южаков, Инесса Снежкина

Продюсеры — Эдуард Пичугин, Ольга Аграфенина

 

Съёмки

 

Съёмки фильма проходили с января по март 2015 года на киностудии «Ленфильм» в Кронштадте и в пятом павильоне, где были выстроены декорации резиденции губернатора города.

 

В съёмке фильма в массовке в роли солдат-белогвардейцев принимал участие матросский хор «Балтийский ветер» 907-го учебного центра ВМФ (бывший УКОПП).

 

Награды

 

2016 — «Золотая ладья» — 1 место в программе «Выборгский счёт» XXIV кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге.

2016 — приз за лучший актёрский ансамбль на XXIII фестивале актёров кино «Созвездие»

 

Критика

 

Журналист Игорь Шнуренко считает, что картина сильно драматизирована в сравнении с повестью Леонида Юзефовича, но «создателям фильма удалось передать средствами кино главные качества прозы Юзефовича — поэтичность, полифоничность, обращение сразу к нескольким уровням восприятия. Такое красивое, ручной работы кино могло быть сделано только в Петербурге. Тонкая, интеллигентная режиссура Сергея Снежкина, ажурная работа оператора Сергея Мачильского, костюмы и декорации, которые просятся из съёмочного павильона сразу на выставку в Русский музей».

 

Кинокритик Михаил Трофименков проводит параллель между вышедшими почти одновременно «Омерзительной восьмёркой» Тарантино и «Контрибуцией». В обоих фильмах криминальный сюжет разыгрывается в декорациях гражданской войны, а герои — пленники замкнутого пространства. Но «помимо крупных, но случайных совпадений, есть и фундаментальное сходство. Тарантино вливает свежую кровь в вены голливудской классической традиции. Снежкин — в вены „ленинградской школы“». Отмечается безупречная работа «ленфильмовских» мастеров, создавших кино, которое хочется «пощупать руками», и отменные работы актёров. Особо выделяется работа Елизаветы Боярской и «стервозный хор купцов» в исполнении Евгения Дятлова, Константина Воробьёва, Артура Вахи, Юрия Ицкова и Игоря Черневича. По мнению кинокритика, режиссёр «Снежкин — первый, кто за четверть века говорит о гражданской войне всерьез, наперекор пошлым стереотипам борьбы „белых ангелов с красными демонами“».

 

Кинокритик Татьяна Москвина считает, что кино у Снежкина «вышло — живое, бойкое, заразительное», но от первоисточника, книги Юзефовича, историка с абсолютно трагическим мироощущением, в фильме осталось немногое. По мнению Москвиной, «добротная матчасть» (мебель, одежда, посуда и прочие атрибуты) «приходит в некоторое противоречие с основной интригой картины. Она искусственна и фантастична». Кинокритик отмечает «живой горячий стержень» картины, удачу ролей второго и третьего плана, выделяя «банду бессовестных торгашей» в исполнении лучших петербургских артистов среднего возраста.

 

Кинокритик Наталия Курчатова отмечает, что от фильма открестился автор литературной основы писатель Леонид Юзефович, а с титров прокатной укороченной версии картины снял своё имя режиссёр Сергей Снежкин. Характеризуя фильм в целом, Н. Курчатова замечает, что «на картине лежит налет такой густой провинциальности, который не перебить даже присутствием общепризнанных национальных звёзд вроде Елизаветы Боярской или её супруга Максима Матвеева» . 

 

Более резкие критические отзывы имели место со стороны независимой зрительской аудитории. В частности, указывалось на огромное количество промахов и ляпов, а также на элементарное незнание режиссером не только исторических реалий, но и самых простых бытовых реалий, в частности, на неверное изображение психологии и манеры поведения русских людей начала ХХ века, и карикатурную балаганность сюжета в целом.