Матильда

В связи с событиями вокруг фильма "Матильда", можно привести небольшую историческую справку. Фильм "Матильда" - это произведение искусства... Активным уничтожением произведений искусств занималась Святая инквизиция в средние века и фашисты...

 «Матильда» — российский художественный фильм режиссёра Алексея Учителя, выходящий в прокат 26 октября 2017 года. Историческая мелодрама рассказывает об отношениях балерины Матильды Кшесинской и цесаревича Николая Александровича.

                                                                                 

Планируемый выход фильма стал предметом ожесточённой общественной полемики, породил призывы к запрету фильма, а также угрозы и нападения.

 

Сюжет

 

Фильм рассказывает историю романтических взаимоотношений наследника российского престола Николая Романова и балерины императорского театра Матильды Кшесинской с момента знакомства 22-летнего цесаревича и 18-летней танцовщицы в 1890 году и до момента коронации Николая с супругой Александрой Фёдоровной в 1896 году.

 

Представленные в трейлере фрагменты фильма позволяют понять, что, согласно сюжету, между Николаем II, его супругой и Матильдой Кшесинской возникает «любовный треугольник», в котором Николай и до, и после женитьбы мечется между объятиями Матильды и Александры, причем последняя изображена мстительной и завистливой особой, готовой с ножом броситься на великолепную соперницу.

 

Данное обстоятельство стало предметом обвинений в несоответствии исторической правде со стороны ряда лиц, включая епископа Тихона (Шевкунова), который утверждает, что все отношения между Николаем и Матильдой, начавшиеся в 1890 году, в 1894 году были прекращены навсегда — с тех пор наедине они больше не встречались. Директор канцелярии главы Российского императорского дома Александр Закатов также считает, что отношения Николая и Матильды завершились в 1894 году (связывая это с решением о заключении брака наследника с принцессой Алисой Гессенской), и заявляет, что «своей супруге Николай II никогда не изменял».

 

В ролях

 

Михалина Ольшанская — балерина Матильда Кшесинская

Ларс Айдингер — цесаревич Николай Александрович

Луиза Вольфрам — принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская

Данила Козловский — граф Воронцов

Ингеборга Дапкунайте — императрица Мария Фёдоровна

Сергей Гармаш — император Александр III

Евгений Миронов — директор Императорских театров Иван Карлович

Григорий Добрыгин — великий князь Андрей Владимирович

Галина Тюнина — великая княгиня Мария Павловна

Виталий Коваленко — великий князь Владимир Александрович

Виталий Кищенко — начальник сыскной полиции Власов

Томас Остермайер — врач-психиатр Фишель

Сара Штерн[fr] — балерина Пьерина Леньяни

Ян Гэ — массажистка Каваками

Александра Серебрякова — балерина

Тамара Такс — балерина

Олег Посполитак — священник

Константин Желдин — обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев

Роман Шаляпин — помощник директора Императорских театров

 

Создание

Съемочная группа

 

Автор сценария: Александр Терехов

Режиссёр: Алексей Учитель

Композитор: Марко Белтрами

Оператор: Юрий Клименко

Художники-постановщики: Елена Жукова, Вера Зелинская, Павел Земьянский

Художники по костюмам: Надежда Васильева, Ольга Михайлова

Художники по гриму: Тамара Фрид, Марина Лебедева

Режиссёр монтажа: Дарья Данилова

Звукорежиссёр: Кирилл Василенко

Хореограф: Алексей Мирошниченко

Музыкальный руководитель: Валерий Гергиев

Исполнительные продюсеры: Филипп Пастухов, Елена Быстрова

Со-продюсеры: Валерий Коротков, Михаил Шейнин

Продюсеры: Алексей Учитель, Владимир Винокур, Александр Достман

 

Подготовка к съёмкам

 

Работа над фильмом началась в 2010 году.

 

В разработке сценария принимали участие более десяти сценаристов, в том числе из США и Франции. В итоге автором стал писатель Александр Терехов, работавший в жанре мокументари и являвшийся лауреатом премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер». Жанр фильма был обозначен как историческая мелодрама.

 

Бюджет картины составил 25 млн долларов, большая часть из которых была израсходована на декорации и костюмы. Проект был реализован при поддержке государственного Фонда кино исключительно на российские финансовые средства.

 

Подбор актёров

 

Роль польской балерины Матильды Кшесинской первоначально предложили британской актрисе Кире Найтли, которой очень понравился сценарий. Но съёмки были отложены на полгода, за это время актриса забеременела и пришлось искать ей замену. По словам Учителя, они рассмотрели кандидатуры трёхсот претенденток на заглавную роль, но всё не могли найти подходящую актрису. Однажды ему позвонил директор Варшавского кинофестиваля и предложил посмотреть молодую выпускницу театральной академии Михалину Ольшанскую. У себя на родине она стала известна, когда в четырнадцать лет сочинила толстую книгу, ставшую польским бестселлером, и записала диск с русскими песнями. Во время проб Ольшанская поразила съёмочную группу своей энергией и эмоциональной игрой и уже после второго дубля ей предложили подписать контракт. По условиям контракта, имя исполнительницы заглавной роли держалось в тайне вплоть до появления на экранах первого трейлера фильма.

 

На роль немецкой принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской Учитель выбрал немецкую театральную актрису Луизу Вольфрам, которую он увидел во время гастролей берлинского театра «Шаубюне[de]» в России. Её партнера по театру, Ларса Айдингера, он решил пригласить на роль врача. Когда Айдингер приехал на пробы и ему наложили грим с бородой, съёмочная бригада была настолько поражена его сходством с Николаем II, что в итоге ему предложили роль цесаревича, ранее обещанную Даниле Козловскому. Учителю не хотелось терять талантливого актёра и он предложил Козловскому новую роль полувымышленного персонажа — влюбленного в Кшесинскую офицера Воронцова. Козловский был очень обижен, но в конце концов согласился. Помимо принёсших ему известность театральных ролей Гамлета и Ричарда III в шекспировских пьесах, сорокалетний Айдингер уже снимался в немецких мелодрамах «Все остальные[de]» (2009) и «Всё, что останется[de]» (2012), британской исторической картине «Гольциус и Пеликанья компания» (2012) и французском триллере «Персональный покупатель» (2016).

 

Съёмки

 

Студия «Рок» Алексея Учителя начала съёмки фильма в июне 2014 года. Согласно графику, съёмки проходили в несколько этапов из-за занятости исполнителей и ожидания натуры.

 

Съёмки проходили в Большом Екатерининском и в Александровском дворцах в Царском Селе, а также во Дворце Юсуповых, Елагином дворце и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Кроме того, для фильма были построены декорации Успенского собора Кремля, Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава.

 

Для фильма было изготовлено 5 тысяч костюмов, на создание которых ушло свыше 17 тонн ткани.

 

Музыку американского композитора Марко Белтрами для фильма записал Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

 

Прокат

Подготовка к прокату

 

Первый трейлер фильма был выпущен в апреле 2016 года. Выход фильма в прокат был намечен на 30 марта 2017 года, но затем был перенесён на 26 октября. По словам представителя компании-прокатчика, это было сделано для уменьшения конкуренции с голливудскими картинами и не связано с обращениями в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку фильма.

 

10 августа 2017 года Министерство культуры выдало фильму прокатное удостоверение категории «16+».

 

Премьера

 

Первый в России эксклюзивный показ фильма планируется провести во Владивостоке 11 сентября 2017 года, причём на время киносеанса будут усилены меры безопасности.

 

Ранее сообщалось, что премьера фильма пройдет 23 октября 2017 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, на сцене которого танцевала Матильда Кшесинская. Московская премьера должна состояться на следующий день, в кинотеатре «Октябрь».

 

Общероссийский прокат фильма планируется начать 26 октября 2017 года.

 

Отказ от проката

 

Согласно сообщению Интерфакса, по неуказанным причинам от показа фильма отказались все муниципальные кинотеатры Кемеровской области, общим числом 88. Всего в области 109 учреждений кинематографа. Несколько ранее стало известно об отказе показывать фильм в Ингушетии. Об этом через своего представителя сообщил единственный кинопрокатчик Ингушетии, кинотеатр «Дружба», пояснив, что фильм не будет показан из-за наличия сцен, оскорбляющих «религиозные чувства верующих, к какой бы конфессии они ни относились».

 

Мини-сериал

 

Помимо полнометражной кинокартины, была подготовлена также телевизионная версия фильма в виде мини-сериала из четырёх серий по 52 минуты.

 

Мини-сериал будет показан по ТВ в 2019 году, но телеканал, на котором он появится, по словам Учителя, пока не определён. Первый канал отказался от трансляции мини-версии, хотя полнометражная телепремьера состоится именно на «Первом».

 

Полемика вокруг фильма

 

После появления в 2016 году официального трейлера фильма с любовно-эротическими сценами представители общественного движения «Царский крест» заявили об «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры», побудив обратиться в Генеральную прокуратуру России Наталью Поклонскую, депутата Государственной думы РФ, известную своим почитанием Николая II.

 

Позиция Наталии Поклонской

 

Наталия Поклонская утверждает, что фильм содержит сцены, оскорбляющие чувства верующих, и заявляет о необходимости «не допустить нарушения чьих-либо прав», избегая как ограничений свободы творчества, так и посягательства на «конституционные права граждан». Впоследствии депутат Государственной Думы Наталья Поклонская приложила немало усилий, пытаясь добиться запрета картины.

 

Позиция исполнительной власти

 

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента, в феврале 2017 года посчитал нужным заявить, что Кремль не хотел бы занимать сторону в дискуссии и «что-то говорить о картине, которую мы не видели», а предложил дождаться её выхода, посмотреть «всем тем, кто хочет её комментировать» и уже затем высказывать своё мнение.

 

В свою очередь, глава Правительства Дмитрий Медведев, выступая в апреле 2017 года на форуме «Культура — национальный приоритет» предостерёг против проявления нетерпимости и агрессии в сфере культуры: «Иногда она [агрессия] сводится к преследованию автора, произведение которого ещё никто не видел. Нужно в этом смысле быть гораздо более терпимыми», — посоветовал Медведев.

 

Наконец, президент России Владимир Путин во время ежегодной «Прямой линии» в июне 2017 года, отвечая на вопрос о попытках запретить фильм, отметил, что о царской семье были сняты и другие фильмы, затрагивавшие и более спорные моменты, например их отношения с Распутиным. Президент сказал, что уважает режиссёра Учителя «как человека, очень патриотически настроенного <…> который делает талантливые вещи», но в то же время не хочет «вступать в его спор с депутатом Государственной Думы Поклонской. Она тоже имеет право на свою точку зрения». При этом глава государства отметил, что никаких запретных решений относительно фильма принято не было, и призвал к тому, чтобы диалог вокруг картины вёлся в рамках закона.

 

Позиция руководства отдельных республик

 

В августе 2017 г. стало известно, что глава Чеченской Республика Рамзан Кадыров обратился в Министерство культуры с просьбой не демонстрировать фильм на территории республики. Аналогичная просьба поступила и от властей Дагестана.

 

Однако после выдачи фильму прокатного удостоверения Рамзан Кадыров заявил, что в республике не собираются запрещать фильм, поскольку, по его словам, в Чечне «и так не станут тратить время на просмотр безнравственного, бездуховного и аморального по отношению к своей Родине фильма».

 

Позиция церковных иерархов

 

Викарий патриарха Кирилла и куратор Патриаршего совета по культуре епископ Тихон сообщил, что посмотрев трейлер и прочитав сценарий, он отказался от предложения Учителя стать консультантом фильма. Признавая наличие романтических отношений между Николаем и Матильдой в 1890—1894 годах, возникших после первоначального отказа Александра III разрешить сыну жениться на немецкой принцессе Алисе, архиерей указал на то, что в 1894 году, перед вступлением Николая в брак, «все отношения между Николаем и Матильдой были прекращены» окончательно, и после этого Николай уже никогда не встречался с балериной наедине. Согласно же авторам фильма, любовные отношения между Николаем и Матильдой продолжались и во время брака будущего императора, образуя «любовный треугольник» между Николаем, Алисой и Матильдой, что противоречит исторической действительности. При этом епископ отверг идею запрета фильма, заявив в декабре 2016 года:

 

…это абсолютно тупиковый и неверный путь. Не требования запретов, а предупреждение о правде и неправде — вот цель, которую можно и должно ставить в связи с предстоящим широким показом фильма. Если фильм будет соответствовать трейлеру, достаточно будет того, чтобы просто широко рассказать о реально бывшей истории.

 

Не все церковные иерархи согласились с таким подходом. Так, в июне 2017 года митрополит Сургутский Павел разослал клиру подведомственной епархии письмо, в котором благословил в июне — июле 2017 года провести сбор подписей за запрет производства и проката фильма и предписал до 1 августа 2017 года представить сведения об их количестве. В письме митрополит заявил, что фильм является «сознательной антиисторической подделкой, направленной на дискредитацию, глумление и клевету, на формирование вполне определённого ложного образа Российского императора Николая II».

 

В свою очередь, митрополит Калужский Климент в сентябре 2017 года выразил мнение, что направленная («из лучших побуждений») на запрет фильма кампания лишь подогрела к нему интерес. Он считает, что «лучшим ответом православных людей будет создание художественных произведений, посвященных царю-страстотерпцу — новых книг и фильмов, отражающих православную точку зрения».

 

Позиция Романовых

 

Директор канцелярии главы Российского императорского дома Александр Закатов, опираясь на кадры из трейлера и другие показанные фрагменты фильма, назвал его «в большой части» кощунственным, но добавил, что его запрет лишь создаст «лишнюю рекламу и привлечёт дополнительное внимание».

 

Впоследствии, в июле 2017 года, глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна также заявила о бессмысленности попыток запрета этой и подобных кинокартин, в то время как Александр Закатов заявил об отсутствии исторической достоверности. По его словам, из дневников Николая II, его переписки и других достоверных источников известно, что:

 

роман молодого цесаревича Николая Александровича и Матильды Феликсовны завершился в 1894 году, когда было принято решение о заключении брака наследника с принцессой Алисой Гессенской, и своей супруге Николай II никогда не изменял.

 

Формы протеста

 

Протестная деятельность против показа фильма выражается различными действиями, начиная вполне законными и кончая насильственными.

 

Призывы к запрету

 

В январе 2017 года стало известно о поступлении в общественный совет при Министерстве культуры России 20 тысяч подписей с требованием запрета фильма, выборочная проверка которых подтвердила реальное существование подписавшихся. Аналогичного значения достигло число официальных обращений против проката фильма на имя Натальи Поклонской. В июле 2017 года Поклонская сообщила, что в приложении к очередному депутатскому запросу против фильма содержится 100 тысяч обращений и подписей граждан об оскорблении их чувств.

 

Деятельность Наталии Поклонской

 

Ещё в конце 2016 года после запроса Наталии Поклонской в Генеральную прокуратуру была проведена проверка материалов фильма, которая, по словам Алексея Учителя, не выявила нарушений. Почти сразу председатель комитета Государственной думы по культуре кинорежиссёр Станислав Говорухин раскритиковал идею о проверке фильма, заявив, что такие инициативы надо «прерывать на корню». Министерство культуры РФ сообщило, что вопрос о выдаче фильму прокатного удостоверения будет решаться после завершения работы над картиной.

 

В декабре 2016 года сообщалось, что прокуратура затребует сценарий фильма в рамках проверки по запросу депутата Поклонской.

 

В апреле 2017 года очередная комиссия, на которой настояла Поклонская, рассмотрев текст сценария и два трейлера, усмотрела в фильме навязывание зрителю ложного образа святого Николая II и оскорбление религиозных чувств верующих. При этом эксперты (И. В. Повкин, В. И. Слободчиков, В. Ю. Троицкий и А. Ю. Евдокимов) установили, что именно формирует негативный образ Николая II. Алексей Учитель заявил, что «уже устал от войны госпожи Поклонской с ним и всей съёмочной группой фильма». Результаты экспертизы были направлены в Генеральную прокуратуру.

 

Движение «Сорок сороков» заявило о проведении 1 августа 2017 года в ряде городов России массовых акций против выхода фильма на экраны. О намерении присоединиться к организуемому движением «стоянию» против фильма «Матильда» сообщила Наталья Поклонская, которая активно агитировала за акцию, однако московское «молитвенное стояние» против фильма на территории храма Воскресения Христова в Кадашах, собравшее около тысячи человек, прошло без её участия.

 

Кроме того, в сентябре 2017 года Наталья Поклонская заявила о том, что в её распоряжении оказались документы, свидетельствующие о сомнительных схемах финансирования фильма Алексея Учителя. Чуть позже поступила информация, согласно которой Поклонская заявила, что представляет интересы Романовых в суде против по иску о защите их чести и достоинства в отношении режиссера фильма «Матильда» Алексея Учителя, причём иск содержит требование «о наложении обеспечительных мер в виде запрета показа кинокартины». Впрочем, иск против студии режиссера Алексея Учителя был оставлен без движения Октябрьским районным судом Петербурга — ввиду процессуальных нарушений, которые необходимо устранить до 30 сентября.

 

Угрозы

 

В январе 2017 года прежде неизвестная организация «Христианское государство — Святая Русь» разослала директорам кинотеатров письма с требованиями отказаться от проката фильма. В письме говорилось:

 

Если выйдет фильм «Матильда», кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди. Официально уведомляем: любой баннер, афиша, листовка с информацией о прокате фильма будет рассмотрена как желание унизить святых Православной церкви…

 

Русская православная церковь в лице Вахтанга Кипшидзе почти сразу же объявила, что организация «Христианское государство — Святая Русь» не имеет к ней отношения.

 

Чуть позже, в феврале 2017 года, на эту угрозу ответили открытым письмом более сорока ведущих российских кинематографистов, в котором они расценили вышеупомянутое послание как угрозу потенциальным прокатчикам фильма и «призывы к поджогам кинотеатров и насильственным действиям». Подписавшиеся считают, что «официальная Церковь не даёт оценки происходящего», а Министерство культуры занимает выжидательную позицию.

 

Алексей Учитель обратился в Генеральную прокуратуру с жалобами на угрозы экстремистов из незарегистрированной организации и на Поклонскую, а Дмитрий Песков отметил, что угрозы «со стороны анонимных экстремистов … абсолютно недопустимы», как и всякое нарушение законов. Наталья Поклонская, в свою очередь, также отметила недопустимость экстремистских высказываний «некой незарегистрированной организации».

 

Поджоги

 

В ночь на 31 августа 2017 года в окна здания киностудии «Лендок» в Петербурге, в котором находится студия Учителя «Рок», бросили три бутылки с зажигательной смесью. Однако возгорание удалось быстро потушить, так как окна с внутренней стороны оказались заложены кирпичом и огонь не смог распространиться внутрь здания. Учитель отметил, что нападение произошло в день рождения его и Матильды Кшесинской и сообщил, что угрозы «поступают всё время: и на студию, и в кинотеатры».

 

Лидер православного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин объявил нападение на киностудию провокацией «безбожников», призванной очернить протестующих против фильма православных христиан, и даже предложил выделить Алексею Учителю в качестве телохранителя одного из спортсменов, входящих в движение. Учитель от предложенных услуг отказался, причём формулировка отказа позволяет считать, что он склонен связывать возникшие угрозы с деятельностью упомянутой организации.

 

В ночь на 11 сентября 2017 года рядом с офисом юриста Константина Добрынина, представляющего интересы Учителя, были подожжены две машины. На месте преступления были найдены листовки с надписью «За Матильду гореть».

 

Утром 4 сентября кинотеатр «Космос» в центре Екатеринбурга протаранил автомобиль УАЗ, а затем вспыхнул пожар площадью 30 м2. Возбуждено уголовное дело по статье «умышленное повреждение имущества, совершенное путем поджога» и задержан 38-летний подозреваемый, попавший в больницу с ожогами. Ряд СМИ сообщил, что мужчина устроил поджог, протестуя против фильма «Матильда», однако, как отмечает РИА Новости, следствие заявляло, что пока не установило причины деяния. Ранее Би-Би-Си со ссылкой на Следственный комитет России сообщило, что подозреваемый — житель города Ирбита, состоящий, по предварительным сведениям, на учёте у психиатра.

 

Неофициальные сведения о том, что причиной нападения стал фильм «Матильда», были обнародованы порталом Znak.com со ссылкой на «близкий следствию источник». Портал также отмечает, что на странице в социальной сети «Одноклассники» подозреваемый выглядит как «примерный семьянин… с разнообразными увлечениями», от которого трудно ожидать подобных поступков. На той же странице представлен ряд фотографий, сделанных в православных храмах или рядом с ними. При всём этом, однако, подозреваемый более чем на 2 года утратил связь с семьёй и был объявлен в розыск, а ряд суждений по религиозным вопросам отличается резкостью.

 

По неофициальным данным СМИ, подозреваемый также утверждал на допросе, что приехал в Екатеринбург утром 3 сентября и весь тот день провёл в Храме на Крови. Подозреваемый был задержан после обращения в травмпункт с ожогами и заключён под стражу.

  

За две недели до нападения он заявил в интервью, что в России «поднимается монархический дух — почитание царской семьи» и его, вместе с другими монархистами, объединяет борьба с «общим злом» — Учителем и его фильмом, который следует показывать не в России, а «пингвинам в Антарктиде».