Мэри Поппинс, до свидания...

 «Мэ́ри По́ппинс, до свида́ния» — телевизионный художественный фильм-мюзикл режиссёра Леонида Квинихидзе в двух сериях («Леди Совершенство» и «Неделя кончается в среду»), снятый творческим объединением телевизионных фильмов киностудии «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР по мотивам произведений Памелы Трэверс о Мэри Поппинс. Телепремьера состоялась 8 января 1984 года.

 

Аннотация

 

1980-е годы, Англия, Лондон, Вишнёвая улица. Семейство Бэнкс озабочено поисками няни для своих детей. Они публикуют соответствующее объявление в газете. По объявлению приходит Мэри Поппинс. Она очень рассудительная, строгая, но в то же время добрая и милая, может понимать язык зверей и птиц, заставить не в меру любезного мясника запеть оперным голосом, оживить статую Нелея и изменить недоброжелательную мисс Эндрю. Также главная героиня способна даже предоставить взрослым возможность ненадолго встретиться со своим собственным детством.

 

История создания

 

В своём режиссёрском направлении Леонид Квинихидзе отдавал предпочтение музыкальным фильмам. Взяв за основу литературный материал Памелы Трэверс, сценарист Владимир Валуцкий написал киносценарий, текст из которого менялся по ходу съёмок. Яркой иллюстрацией такого момента, например, является диалог адмирала Бума (в исполнении Зиновия Гердта) и мистера Бэнкса (Альберт Филозов) в бункере. Вот знаменитая фраза из этого диалога:

«Адмирал Бум: А вы какой вид спорта предпочитаете?

Мистер Бэнкс: Велосипед.

Бум: А я всё же травей на хокке».

 

Из сценарного источника, текст Валуцкого первоначально был таким:

И главное, никаких проблем. Там наверху сплошное загрязнение окружающей среды, а здесь никакого загрязнения! Там наверху пожары и наводнения, а здесь огне- и водонепроницаемость. Там — энергетический кризис, а здесь — никакого кризиса! Налоговых инспекторов я вижу в перископ за милю и тотчас залегаю на дно. А по телевизору смотрю только учебную программу.

 

Зиновий Гердт с сарказмом переделал этот фрагмент так:

И главное, никаких проблем. У них там полное загрязнение окружающей среды, здесь… здесь вообще нет никакой среды. Нет, среда есть, загрязнения никакого. У них там пожары, наводнения, цунами, у нас здесь полная огне-, водо-, цунами-непроницаемость. У них там и энергетический кризис, а у нас абсолютная автономия! Где кризис? Где кризис? Где? Когда я вижу в перископ налогового инспектора, я залегаю на дно и включаю телевизор! По телевизору смотрим только учебную программу.

 

В интервью Леонид Квинихидзе говорил, что он задумывал снимать не детский фильм, а мюзикл для более взрослой аудитории. Для него самого было неожиданно то, что фильм очень понравился детям. На роли Майкла и Джейн Бэнксов был объявлен кастинг. В то время кастинг-директор назывался вторым режиссёром по актёрам, и эту должность многие годы занимала Тамара Владимирцева (в настоящее время — директор Владимира Машкова).

 

Среди требований к исполнителям были не только актёрский профессионализм, но и умение пластично существовать в кадре и быть музыкальными. К тому же график съёмок был очень плотным, по 12 часов в день. За период летних каникул отсняли все сцены с детьми, а озвучание проходило уже осенью в студии «Мосфильма».

 

Таким образом, после конкурса были выбраны следующие кандидаты: на роль Майкла — Филипп Рукавишников, а на роль Джейн — Анна Плисецкая.

 

На роль главной героини, Мэри Поппинс, пробовалась Анастасия Вертинская, но её исполнение роли и ви́дение этого образа режиссёром оказались разными. Тогда композитор Максим Дунаевский предложил на роль свою жену, Наталью Андрейченко.

 

На роль мистера Робертсона был приглашён эстонский актёр Лембит Ульфсак, за которого (из-за сильного акцента актёра) говорил и пел Павел Смеян. Звукорежиссёром фильма был один из признанных мастеров — Юрий Рабинович, и поэтому звук отличался высоким качеством.

 

В короткие сроки на натурной площадке «Мосфильма» художником-постановщиком Виктором Петровым был построен городок в английском стиле. Пруд и беседка, у которой снимались все сцены с героями, — это неотъемлемая часть природных декораций «Мосфильма», в которых было отснято ещё множество сцен для других фильмов. Для роли Мэри Поппинс её исполнительница, Наталья Андрейченко, сумела похудеть на 22 килограмма меньше, чем за месяц.

 

Фильм был снят в двух сериях, первая из которых называлась «Леди Совершенство» (имеется в виду главная героиня), а вторая — «Неделя кончается в среду». В процессе знакомства Джейн и Майкла с сэром Томасом Мэри Поппинс рассказывает детям, что этот попугай был вождём племени других попугаев в Нижнем Какаду (ареал какаду — Австралия). На самом деле сэр Томас — желтоплечий амазон (ареал — Венесуэла).

 

В ролях

 

Наталья Андрейченко — Мэри Поппинс (вокал — Татьяна Воронина)

Альберт Филозов — мистер Джордж Бэнкс

Лариса Удовиченко — миссис Бэнкс, его жена

Филипп Рукавишников — Майкл Бэнкс

Анна Плисецкая — Джейн Бэнкс, его сестра

Лембит Ульфсак — Роберт Робертсон (он же «мистер Эй»), дядя Майкла и Джейн (озвучивание и вокал — Павел Смеян)

Олег Табаков — мисс Юфимия Эндрю (2 серия)

Ирина Скобцева — миссис Кэти Ларк, соседка Бэнксов и владелица пекинеса Эдуарда (он же Эдди)

Зиновий Гердт — адмирал Генри Бум

Марина Нудьга — мадам Корри, заведующая балетной студией

Гали Абайдулов — сир Людовик, кот

Семён Соколовский — мистер Уилкинс, пожилой джентльмен и поклонник Проницательного Билла

Игорь Ясулович — мистер Смит, парковый сторож

Леонид Каневский — Боб Гудетти, экскаваторщик

Эммануил Левин — полисмен (озвучивает Артём Карапетян)

Юрий Мороз — почтальон

Илья Рутберг — сэр Лесли Литт, чиновник (2 серия)

Павел Бабаков — мясник

Владимир Карклиньш — Нелей, мраморный мальчик

 

Съёмочная группа

 

Автор сценария: Владимир Валуцкий

Композитор: Максим Дунаевский

Оператор-постановщик: Валентин Пиганов

Художник-постановщик: Виктор Петров

Звукооператор: Юрий Рабинович

Монтаж Инны Брожовской

Стихи Наума Олева

Балетмейстер: Азарий Плисецкий

Режиссёр: Тамара Владимирцева

Оператор: Эдуард Керч

Грим Любови Куликовой, Г. Королёвой

Костюмы Алины Будниковой

Государственный симфонический оркестр кинематографии

Дирижёр: Сергей Скрипка

Комбинированные съёмки:

Оператор: Всеволод Якубович

Художник: И. Иванова

Консультант: В. Белянский

Редактор: И. Наумова

Музыкальный редактор: Арсений Лаписов

Директор фильма: Лазарь Милькис

Постановка Леонида Квинихидзе

Фильм снят на плёнке Шосткинского п/о «Свема»

Создатели сверены по титрам фильма.

 

Музыка

 

Музыка и песни выпущены в 1984 году фирмой «Мелодия» на пластинках, а также на аудиокассетах «Свема». Музыкальный материал к фильму записали музыканты группы «СВ» (бывшее «Воскресение»): Вадим Голутвин (гитара), Пётр Подгородецкий (клавишные) и Владимир Воронин (ударные).

 

Сторона 1

Увертюра [02:40]

Непогода (Наум Олев) [03:12]

Ожившее пианино [00:48]

Леди «Совершенство» (Наум Олев) [02:31]

Парк [02:23]

Вальс [01:58]

Цветные сны (Наум Олев) [03:44]

 

Сторона 2

Тридцать три коровы (Наум Олев) [02:20]

Прогулка [00:50]

Лев и брадобрей (Наум Олев) [02:47]

Салон мадам Корри [01:58]

Воздушные шарики [03:43]

Ветер перемен (Наум Олев) [05:13]

 

Участники записи

Вадим Голутвин — гитара

Пётр Подгородецкий — клавишные

Владимир Воронин — ударные

Игорь Назарук — клавишные

Алексей Исплатовский — бас-гитара

Ростислав Чевычелов — альт-саксофон

Павел Смеян — вокал (партии Роберта Робертсона)

Татьяна Воронина — вокал (партии Мэри Поппинс)

Наталья Ветлицкая — бэк-вокал (не указана в титрах)

Анатолий Горохов — бэк-вокал (не указан в титрах)

Светлана Степченко — вокал (партии Майкла и Джейн) (не указана в титрах)

Оркестр Госкино СССР под управлением Сергея Скрипки 

Оркестр «Современник» под управлением Анатолия Кролла