Притяжение

 «Притяжение» — российский фантастический фильм режиссёра Фёдора Бондарчука. Сюжет в духе социальной фантастики рассказывает о первом столкновении человечества с инопланетным разумом.

 

Лента стала четвёртым (и единственным анонсированным в 2017 году) российским фильмом, переведённым в формат IMAX, — вслед за «Сталинградом», «Экипажем» и «Дуэлянтом». Премьера фильма в широком прокате в России состоялась ранее запланированной на 26 января 2017 года. Фильм имел успех в прокате, заработав более 1 миллиарда рублей, окупил свой бюджет и получил в большинстве своём положительные отзывы в прессе.

 

Сюжет

 

Сюжет картины посвящён первому контакту землян с инопланетным разумом, состоявшемуся в московском районе Чертаново. Как говорит сам Бондарчук, у фильма есть социальные подтексты, но и без комментариев режиссёра понятно, что инопланетяне в «Притяжении» всего лишь олицетворяют образ «чужака». По утверждению сценаристов, поводом для создания фильма стали беспорядки в Бирюлёве 2013 года.

 

Хэкон — представитель внеземной расы, биологически идентичной человеческой, но более развитой технологически, — тайно прилетел на планету Земля с целью проведения исследований. В Москве люди собрались на больших открытых пространствах для наблюдения за необычным явлением — метеоритным дождём. Корабль пришельца — «Сол» — попал именно в этот поток метеоритов, и его система маскировки была нарушена. Российские военные обнаружили неопознанный объект, не похожий на метеорит, над территорией России и, подозревая, что он может принадлежать НАТО, приняли решение сбить его сопровождающими перехватчиками. В результате подбитый инопланетный корабль совершил аварийную посадку в Москве, разрушив при этом несколько домов. В итоге погибли 232 человека и более 500 ранены.

 

Руководство оборонного ведомства Российской Федерации в лице полковника Валентина Лебедева приняло решение не допускать развития конфликта и подождать дальшейших событий, так как корабль не проявлял никакой агрессивности, несмотря на атаку землян. Стало очевидно, что представители внеземной цивилизации пытаются починить свой транспорт. По этой причине место падения было обнесено забором и оцеплено военными. В Москве в связи с событиями был объявлен комендантский час.

 

В центре сюжета также взаимоотношения москвичей: школьницы Юлии Лебедевой, её отца — полковника Валентина Лебедева, который руководит операциями оборонного ведомства в связи с инцидентом, и Артёма — друга Юлии, представителя современной агрессивной молодёжи из Чертанова. В неполной семье Лебедевых отношения не складываются — отец, будучи военным, постоянно занят, и его мало интересуют подробности жизни его дочери. Он пытается по-своему, по-военному, оградить её от бед, та по-подростковому протестует и пытается сама устроить свою жизнь. Будучи школьницей старших классов, Юлия встречается с Артёмом, который не находит одобрения у Валентина Лебедева.

 

Во время катастрофы погибает близкая подруга Юлии и Артёма, Светлана Морозова, что вызывает у обоих ненависть к пришельцам. Пытаясь разобраться в целях визита инопланетного корабля, ребята вместе со своими друзьями тайком отправляются в закрытую зону его падения, оцеленную военными. Там они встречаются с Хэконом, одетым в высокотехнологичный экзоскелет. Пришелец спас Юлию от падения с полуразрушенной высотки, однако сам пострадал в результате действий Артёма и его агрессивных друзей.

 

Ребята находят экзоскелет инопланетянина и уносят его к себе в гараж для изучения. Незаметно для них Хэкон выпал из своего костюма и, будучи без сознания, был подобран Юлей, которая приехала к нему под покровом ночи, чтобы помочь ему прийти в себя и «убраться с планеты Земля».

 

Тем временем военные находят один из артефактов Хэкона, уносят в лабораторию и пытаются его исследовать.

 

Юля с помощью одноклассника решилась на переливание собственной крови пришельцу, так как его анатомия очень близка к человеческой. Пришедший в себя Хэкон, как назвала его Юлия — Харитон, выглядел как обыкновенный молодой человек. При этом он практически мгновенно овладел русским языком. Харитон рассказал кратко о целях своего визита и попросил помочь ему получить назад свои высокотехнологичные вещи и вернуться на свой корабль — «Сол». Всё ещё пышущая злостью Юлия выгнала его, и он, не зная правил поведения на улице в Москве, попал в отделение полиции. Юля одумалась и всё-таки решила помочь пришельцу, используя своё положение дочери полковника Лебедева. Совместными с Хэконом усилиями им удалось вернуть ему артефакт. Всё это привело к развитию между Юлей и Харитоном романтических чувств.

 

Во время посещения музыкального концерта Хэкон с Юлей буквально на минуту мысленно телепортировались на родную планету Хэкона, где кинозрители видят, что его планета экологически чище, климат идентичен нашему и там никогда не было смерти. Пришелец рассказал, что в действительности он не собирался попадать на Землю, но из-за метеоритного дождя корабль потерял контроль и ему пришлось сесть. Если люди попробуют подобраться к кораблю, Сол, согласно инопланетному протоколу, уничтожит его, чтобы их технологии не попали к людям. После дискотеки Хэкон с Юлей отправляются в закрытую зону, но случайно встречают группу агрессивных парней во главе с Артёмом, которые их избивают. В результате стычки Хэкону удалось отбить атаку, а один из нападавших из-за вмешательства Юли получает смертельное ранение из пистолета. Это замечают военные и тут же арестовывают Хэкона с Юлей, а агрессорам удалось убежать.

 

Гибель людей в результате катастрофы корабля, бытовые трудности, а также нагнетание истерии в СМИ и социальных сетях привело к нарастающему недовольству местных жителей и желанием изгнать пришельцев. Именно Артём, взвинченный до предела различными неурядицами, призвал москвичей на бунт против представителей власти и нападение на корабль пришельцев с целью «защитить свою землю» от чужаков.

 

Прорвав оборону периметра, бунтовщики приблизились к кораблю, но были остановлены ботами инопланетной расы, охраняющими секреты более развитых технологий. Российские военные пытались остановить эскалацию конфликта. Находясь в состоянии аффекта, Артём надел найденный ранее экзоскелет Хэкона и в нём прибыл на битву с чужаками. Боты также не желали причинять вред землянам, их целью было охранить свои технологии от людей и они стремились минимизировать количество пострадавших. В конце концов противостояние закончилось благополучно. Никто не погиб, повстанцы были остановлены. Однако Харитон пострадал — закрыв Юлию своим телом, был расстрелян Артёмом из автомата.

 

Боты отнесли тела Юлии и Харитона в корабль. Жизнь Юлии была спасена. Искусственный интеллект корабля кратко рассказал полковнику Валентину Лебедеву о целях визита, наблюдениях за проблемами человечества на планете Земля на протяжении всей истории и планах инопланетной расы на контакты в будущем. Также ИИ поведал, что Хэкон, имевший биологическое бессмертие, пожертвовал своей жизнью ради сохранения жизни Юлии.

 

Фабула фильма выражена в виде озвученных мыслей Юлии в конце фильма: «Правда в том, что один чужак из далёкого космоса поверил в нас больше, чем мы сами. Люди говорят, что не смогут больше жить, как прежде…».

 

 

В конце фильма вокруг тела Хэкона появляются признаки действующего корабельного механизма регенерации — намёк на его возможное выживание благодаря силе чувств.

 

Визуальные эффекты

 

Визуальными эффектами занимались 255 художников российской компании «Main Road Post», которая до этого момента работала над фильмами «Метро», «Август. Восьмого», «Особо опасен», «Сталинград», «Дуэлянт». На работу с эффектами ушло около полутора лет. Самыми сложными эффектами считают момент падения космического корабля.

 

Критика

 

Фильм получил, в целом, сдержанно-одобрительные отзывы в российской прессе. Более или менее положительные рецензии опубликовали авторы изданий «Афиша», «КоммерсантЪ», «Мир фантастики», «КГ-портал», Colta, Forbes, «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Искусство кино» и «Сноб». Нейтральные обзоры опубликовали «Российская газета», Афиша Mail.ru, Film.ru и Алекс Экслер. Отрицательно о фильме отозвались критики изданий Regnum и TimeOut и популярный видеоблогер BadComedian. Lenta.ru отмечала негативные отзывы некоторых пользователей соцсетей. Средняя оценка составила 6,3—6,5 из 10. В западной прессе «Притяжение» получило нейтральную рецензию от Hollywood Reporter, автор которого назвал фильм вторичным и слишком прямолинейным в своей морали, но увлекательным и зрелищным.

 

В положительных обзорах отмечали как главное достоинство подтекст фильма — критику ксенофобии и лжи в СМИ («это первый жанровый антифашистский фильм», «„Притяжение“ демонстрирует и разоблачает механизмы манипуляции массами»). Хвалили также актёрскую игру Олега Меньшикова и спецэффекты («каждая сцена выглядит на все 380 миллионов рублей»). В отрицательных отзывах критиковали в первую очередь сценарий, некоторые авторы отмечали сюжетные дыры в нём («сценарий полагается на бесконечные допущения и невероятные стечения обстоятельств»). Некоторые критики отмечали подтекст фильма, напротив, как недостаток («Бондарчук снял неприкрытую и очень действенную пропаганду мигрантолюбия», «фильм Бондарчука ориентирован на Запад, где с радостью посмотрят на русских дикарей»). И в положительных, и в отрицательных отзывах фильм характеризовали как фантастическую мелодраму; отмечали, что рекламная кампания ошибочно подавала фильм как боевик («Проблемы, затрагиваемые в фильме, гораздо глубже и актуальнее, чем может показаться по промо-ролику»).

 

Продолжение

 

По словам сопродюсера Александра Андрющенко, в случае коммерческого успеха будет снято продолжение фильма. По словам режиссёра Фёдора Бондарчука, сценарий к продолжению уже написан.

 

 

В марте 2017 года режиссёр проекта Фёдор Бондарчук официально подтвердил продолжение проекта. Бюджет на вторую часть планируется в размере 645 миллионов рублей.