салют-7

Фильм, созданный на телеканале "Россия", расскажет о драматических событиях, происходивших на орбите в 1985 году, и о настоящих героях, участвовавших в спасении космической станции "Салют-7".


«Салю́т-7» — российский полнометражный драматический художественный фильм 2017 года, снятый режиссёром Климом Шипенко по мотивам миссии корабля «Союз Т-13» в 1985 году, когда его экипаж восстанавливал работоспособность орбитальной станции «Салют-7». Премьера фильма состоялась 21 сентября 2017 года по всему миру и 12 октября 2017 года в России. Главные роли сыграли Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко.

 

Премьера

 

27 июля 2017 года 30-минутный фрагмент фильма был презентован жителям города Байконур, сотрудникам «Роскосмоса» и предприятий ракетно-космической отрасли России.

 

Премьера полной (двухчасовой) версии фильма состоялась 18 августа 2017 года на открытии V российского фестиваля короткометражного кино «Короче» в Калининграде.

 

4 октября 2017 года в кинозале Государственного Кремлёвского дворца прошёл предпремьерный показ фильма, ставший главным событием торжественного вечера, посвящённого 60-летию со дня запуска СССР первого искусственного спутника Земли. После просмотра фильма с его съёмочной группой встретился Президент России Владимир Путин, посмотревший фильм накануне вечером. На встрече присутствовали также лётчики-космонавты Владимир Джанибеков, Виктор Савиных и Олег Скрипочка, глава Роскосмоса Игорь Комаров и дочь первого космонавта Юрия Гагарина Елена Гагарина.

 

Общероссийская премьера фильма состоялась 12 октября 2017 года.

 

Сюжет

 

11 февраля 1985 года советская орбитальная станция «Салют-7», последние полгода находящаяся на орбите в беспилотном режиме, неожиданно полностью теряет управление и перестаёт отвечать на сигналы, посылаемые из Центра управления полётами (ЦУПа). Вероятное падение на Землю станции, являющейся гордостью советской науки и космонавтики, может обернуться не только потерей репутации страны, но и трагедией с человеческими жертвами. Вышедшая из строя станция может упасть в любой точке планеты, разрушить любой объект и даже город, и всё это происходит на фоне «холодной войны», ещё более осложняющей непредсказуемую ситуацию.

 

6 июня 1985 года. После трёхмесячной подготовки руководство ЦУПа принимает решение отправить на околоземную орбиту специально оборудованный пилотируемый космический корабль «Союз Т-13» с экипажем из двух самых опытных на тот момент действующих советских космонавтов — командира корабля Владимира Фёдорова и бортинженера Виктора Алёхина. Перед ними ставится труднейшая и рискованная задача государственной важности: обнаружить «мёртвую» станцию; догнать её; не столкнувшись, провести в космическом пространстве сложнейшую ручную стыковку с движущимся неуправляемым космическим аппаратом (что до этого никто и никогда в истории мировой космонавтики не совершал); проверить состояние бортовых систем и оборудования станции; выявить причины неполадок и предотвратить катастрофу.

 

Съёмочная группа

 

Автор идеи: Алексей Самолётов

Авторы сценария: Наталья Меркулова, Алексей Чупов, Клим Шипенко

Режиссёр-постановщик: Клим Шипенко

Операторы-постановщики: Сергей Астахов, Иван Бурлаков

Композиторы: Иван Бурляев, Дмитрий Носков, Святослав Курашов, Влад Жуков

Художники-постановщики: Павел Новиков, Сергей Тырин

Художник по гриму: Тамара Фрид

Художники по костюмам: Татьяна Патрахальцева, Надежда Васильева

Звукорежиссёр: Борис Войт

Режиссёры монтажа: Сергей Бейсеу, Мария Сергеенкова

Супервайзер VFX: Алексей Гусев

Продюсер VFX: Павел Семерджян

Колорист: Андрей Меснянкин

Продюсеры: Сергей Сельянов, Бакур Бакурадзе, Антон Златопольский

Исполнительные продюсеры: Юлия Мишкинене, Наталья Смирнова

 

Создание

 

Идея фильма, основанного на реальных событиях по спасению орбитальной станции «Салют-7», принадлежит тележурналисту Алексею Самолётову, специализирующемуся на космической тематике. По словам продюсера Бакура Бакурадзе, авторы сценария опирались на дневники Виктора Савиных, которые подробно рассказывают обо всей экспедиции, но «человеку, не знающего тонкости космической темы, сложно разобраться во всех деталях. Поэтому какие-то вещи пришлось упрощать, а какие-то, наоборот, усиливать, адаптировать для нашего понимания». По этим причинам фамилии главных действующих героев были изменены.

 

Авторы фильма выбрали материал, который позволил сохранить верность фактам. Консультантами были космонавты Сергей Крикалёв и Александр Лазуткин, глава «Роскосмоса» Игорь Комаров и специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королёва.

 

Специально построенный съёмочный павильон находился в пригороде Петербурга, так как помещения «Ленфильма» не способны были вместить всё необходимое. Были созданы копия ЦУПа и Центра подготовки космонавтов с макетами «Салюта-7» и «Союза Т-13» в натуральную величину. Предприятия госкорпорации «Роскосмос» — ОАО РКК «Энергия» и ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю. А. Гагарина» — предоставили для съёмок оборудование, ранее побывавшее в космосе.

 

Для проектирования и контроля сложных съёмочных устройств был приглашён Сергей Астахов, который известен не только как кинооператор, но и как мастер по части непростых съёмочных техник. На проекте он был оператором-постановщиком космических сцен и инженером всей технологической части съёмок. Для каждого кадра были разработаны собственные системы съёмок, использовались разные подвесы и способы крепления, чтобы реалистично показать взаимодействие с объектами в невесомости и обеспечить гладкий переход в компьютерную анимацию.

 

Чтобы выдерживать нагрузки почти как настоящим космонавтам, актёры прошли серьёзную физическую подготовку. Съёмки длились несколько месяцев с огромным физическим напряжением. Рабочий день составлял 12 часов, и 90 % съёмочного периода занимали «вывешивания» в так называемой невесомости. На съёмках актёры двигались, используя специальные тросы. Чтобы понять, как двигаться в состоянии невесомости, как ведёт себя тело, необходимо было почувствовать невесомость. На специальной тренировке самолёт Ил-76 десять раз поднимался на высоту несколько тысяч метров и резко шёл вниз по параболе, при этом на 26 секунд появлялась невесомость.

 

Саундтрек

 

Изначально над оригинальной музыкой работали Святослав Курашов и Влад Жуков. Но результат не устроил продюсеров, и к проекту были привлечены мэтры отечественной киномузыки Иван Бурляев и Дмитрий Носков («Притяжение», «Призрак», «Мы из будущего»), которые практически полностью переписали прежний саундтрек. Музыка Бурляева и Носкова была записана средствами симфонического оркестра, аналоговых и цифровых синтезаторов в лучших традициях мировой киномузыки.

 

Среди музыкальных тем фильма присутствуют интонация гимна СССР и сюита «Время вперёд» Георгия Свиридова.

 

Также в фильме звучат песни:

 

Трава у дома — «Земляне»

Арлекино — Алла Пугачёва

Куплеты водовоза из кинофильма «Волга-Волга» — Павел Оленев

Корабли — Владимир Высоцкий

Cinderella (Влад Жуков Remix) — Алексей Архиповский

Нам бы выпить перед стартом… — Юрий Визбор

 

Официальный саундтрек к фильму был выпущен 13 октября 2017 года «Первым музыкальным издательством» и включает в себя музыку всех композиторов, работавших над фильмом и композиции других исполнителей, вошедших в фильм.

 

Критика и отзывы

 

Кинокритик Сусанна Альперина («Российская газета»), посмотрев картину на закрытии кинофестиваля «Короче», отмечает неторопливую, эмоционально взвешенную работу создателей фильма, которые не пошли по «пути обострения и нагнетания рабочих отношений в ЦУПе, выяснения важных вопросов с советским министерством обороны и Политбюро в смысле международной и отраслевой политики, хотя могли закрутить интригу ещё ту. Для них же было главное показать подвиг космонавтов, которые в вязаных шапочках, без перчаток, с температурой, в сложных обстоятельствах, находясь на грани, починили замерзшую космическую станцию. Вернули к жизни не только её, но и репутацию страны. И это сделано хорошо». Игру актёрского дуэта Владимира Вдовиченкова и Павла Деревянко Сусанна Альперина считает несомненной удачей картины. Как недостаток критиком отмечается слабо проработанная семейная линия. По её мнению, отношения с самыми родными и близкими людьми «представлены классическим пунктиром, основанном на стереотипах понимания хорошей и правильной семьи».

 

Космонавт Виктор Савиных: «Ни сценаристы, ни режиссёр во время работы над фильмом ко мне не обращались ни с вопросами, ни с просьбами о консультациях. Видимо, им просто не нужно знать правду о том полёте. У них цель была иной — деньги на прокате заработать. Думаю, они взяли информацию из моей книги „Записки с мёртвой станции“ и посчитали, что им этого достаточно. Ну что ж, это их решение». Позднее, уже после просмотра, Виктор Савиных признался, что фильм в целом пришёлся ему по душе: «Фильм хороший, зрелищный, народу точно понравится. Особенно хочу отметить замечательное качество изображения космоса, невесомости: компьютерная графика воссоздаёт размах и красоту неба. Что касается неточностей, ну да, они есть. Вопрос, сбивать ли станцию, вообще не стоял. Вместо кувалды у нас была просто монтировка, ею мы пытались ликвидировать совсем другую неисправность. Мы не курили, не горели. Хотя в космосе действительно было несколько пожаров. Но по существу вранья нет. Поэтому в целом фильм пришёлся по душе. А если бы я не работал в космосе, понравился бы ещё больше. Трудно смотреть на придуманное на экране, когда знаешь, как всё было на самом деле».

 

Космонавту Владимиру Джанибекову фильм не понравился: «У меня сложное отношение к этому фильму. С точки зрения художественной картинки проделана прекрасная работа: потрясающие кадры, эффекты, актёры сыграли великолепно, даже невесомость удалось передать очень круто. Но присутствует какой-то американский вариант воздействия на мозги зрителей. Показали страшных русских генералов, готовых расстреливать своих в космосе. В фильме присутствует и высшее руководство страны с угрозами. Хотя всё было ровно наоборот: все надеялись на успех, спрашивали, чего не хватает, чтобы всё получилось. Никогда не угрожали нам. Работники ЦК КПСС и Минобороны только поддерживали, желали победы и соболезновали, если что-то шло не так. Наша армия несёт другую функцию: выручать, спасать, защищать и никогда не убивать. Когда люди за рубежом будут внимательнее смотреть ситуацию в Центре управления полётами, как вы думаете, это мимо пройдёт? Нет. Вообще, как было на самом деле, можно прочитать в книге Виктора Савиных „Записки с мёртвой станции“. Да и в бортовом журнале не было никаких намеков на угрозы».

 

Также с критикой искажения действительных событий выступил Виктор Дмитриевич Благов, заместитель руководителя полётом станции «Салют-7», отметивший тем не менее, что считает фильм полезным для молодёжи, несмотря на надуманность некоторых ситуаций. 

 

Кинокритик Константин Баканов («Собеседник») отмечает мастерство продюсерско-режиссёрской команды, которой почти удалось за относительно небольшие деньги снять блокбастер, не смахивающий на госзаказ: «„Выжить по-русски“ — таким мог бы быть слоган фильма. Техника так себе, приказы не слушаем, режим нарушаем, висим на волоске, надеемся на чудо — и это чудо (ну надо же!) всякий раз происходит. Это точно не про американцев. Это про нас».