Собачье сердце

«Соба́чье се́рдце» — культовый советский двухсерийный чёрно-белый (а также копия, тонированная под сепию) телефильм режиссёра Владимира Бортко, вышедший на киностудии «Ленфильм» (Творческое объединение телевизионных фильмов) в 1988 году. Вторая экранизация одноимённой повести Михаила Булгакова.

 

Премьерный показ телефильма состоялся 20 ноября 1988 года по Центральному телевидению.

 

Сюжет

 

1920-е годы. Москва. Профессор Филипп Филиппович Преображенский (Евгений Евстигнеев), выдающийся хирург, достиг замечательных результатов в омоложении. Продолжая свои исследования, он задумал небывалый эксперимент — операцию по пересадке человеческого гипофиза и семенных желёз собаке. Бродячий пёс Шарик стал подопытным животным, получил доступ в великолепную квартиру профессора и хорошее питание. Донором органов стал погибший в пьяной драке Клим Чугункин — алкоголик, дебошир и хулиган.

 

Результаты операции превзошли ожидания. У Шарика вытянулись конечности, выпала шерсть, сформировалась речь. По Москве поползли слухи о чудесах, творящихся в доме профессора. Преображенскому же скоро пришлось пожалеть о содеянном.

 

Хотя с Шариком и происходило нечто вроде очеловечивания, от Клима Чугункина ему передались черты характера и пагубные привычки.

 

Но это не помешало ему адаптироваться в новом обществе, в том числе стать начальником подотдела очистки Москвы от бродячих животных.

 

Шариков (Владимир Толоконников) превращает жизнь профессора Преображенского и обитателей его квартиры в кошмар. Подстрекаемый председателем домкома Швондером (Роман Карцев), он пишет доносы на своего «создателя», требует выделить себе жилплощадь и угрожает револьвером.

 

Профессору ничего не остаётся, как признать свой эксперимент неудавшимся и вернуть Шарикова в его первоначальное состояние...

 

В ролях

В главных ролях

 

Кадр из фильма: Полиграф Полиграфович Шариков (Владимир Толоконников)

Евгений Евстигнеев — Профессор Преображенский

Борис Плотников — Иван Арнольдович Борменталь, доктор, асситент профессора

Владимир Толоконников — существо / Полиграф Полиграфович Шариков

 

В ролях

 

Нина Русланова — Дарья Петровна Иванова, кухарка в доме профессора

Ольга Мелихова — Зинаида Прокофьевна Бунина, социальный работник в доме Преображенского, служанка

Алексей Миронов — Фёдор, дворник

Роман Карцев — Швондер, председатель домкома

Анжелика Неволина — Васнецова, машинистка в конторе

Наталья Фоменко — Вяземская, член домкома (роль озвучила другая актриса)

Евгений Кузнецов — Пеструхин, член домкома (озвучивает Валерий Кравченко)

Иван Ганжа — Жаровкин, член домкома

 

В эпизодах

 

Режиссер Владимир Бортко (справа) в эпизодической роли «зеваки»

Валентина Ковель — пациентка

Сергей Филиппов — пациент

Роман Ткачук — Николай Николаевич Персиков, директор московского ветеринарно-показательного института

Алексей Савостьянов — Василий Васильевич Бундарев, профессор по кафедре кожных болезней

Андрей Рудень — студент на митинге

Юрий Волков — Пётр Александрович, член ЦК

Анатолий Сливников — пожарный

Юрий Эллер — любопытный

Юрий Кузнецов — начитанный дворник («Мандриан»)

Юрий Оськин — живодёр, приятель Шарикова

Виктор Колпаков — живодёр

Михаил Штейн

Евгений Иловайский — следователь (озвучивает Игорь Ефимов)

А. Мартынкайнен

Нора Грякалова — мадмуазель Жанна

Борис Соколов — конферансье в цирке

Александр Пашкевич

Владимир Глазков — фотограф

Олег Летников

Сергей Бехтерев — медиум

Александр Белинский — участник спиритического сеанса

Александр Струнин — участник спиритического сеанса

Е. Харкевич — участница спиритического сеанса

К. Сиротова

Наталья Лапина — участница спиритического сеанса

Михаил Кучеров

Владимир Бортко — зевака (нет в титрах)

Владимир Фёдоров — Существо (нет в титрах)

собака Карай — собака Шарик (озвучивает Владимир Толоконников)

 

Съёмочная группа

 

Автор сценария: Наталия Бортко

Режиссёр-постановщик: Владимир Бортко

Оператор-постановщик: Юрий Шайгарданов

Художник-постановщик: Владимир Светозаров

Композитор: Владимир Дашкевич

Звукооператор: Гарри Беленький

Текст песен: Юлий Ким

Монтаж: Леда Семёнова

Грим: Вадим Халаимов

Костюмам: Лидия Крюкова

Костюмеры: Р. Школьникова, Н. Тарасенко

Консультант: Андрей Ефимов, академик АМН СССР, руководитель диабетологической клиники института эндокринологии и обмена веществ Минздрава УССР (Киев)

Оркестр Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова

Дирижёр: Олег Куценко

Редактор: Михаил Кураев

Директор картины: Георгий Мауткин

 

Призы и премии

 

1988 — Конкурс профессиональных премий киностудии «Ленфильм» и Ленинградского отделения СК (Премия им. А. Москвина за лучшую операторскую работу — Юрий Шайгарданов)

1989 — Международный кинофестиваль в Варшаве (Приз «Золотой экран» — Владимир Бортко)

1989 — XII телефестиваль в Душанбе (Гран-при — Владимир Бортко)

1989 — XLI МТФ в Перудже («Приз Италии»)

1989 — 13 Международный кинофестиваль в Болгарии («Приз за режиссуру» — Владимир Бортко)

1990 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (Владимир Бортко и Евгений Евстигнеев)

По версии IMDb имеет самую высокую оценку среди фильмов советского/российского производства (9,1 из 10).

 

Факты

 

Памятники персонажам повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» профессору Преображенскому и Полиграфу Шарикову установлены в 2009 году возле входа в ресторан «Шарикоff» (Харьков, ул. Квитки-Основьяненко, 12).

 

Литературная основа.

 

Повесть «Собачье сердце» была написана Булгаковым в 1925 году. Известность в Союзе получила в самиздате 1960-х годов. Первая советская публикация состоялась в 1987 году в журнале «Знамя», за год до выхода экранизации на экран

В фильме профессор Преображенский приглашает коллег для осмотра Шарикова. Одного из них он представил как профессора Персикова, который также является главным персонажем другой повести Михаила Булгакова, «Роковые яйца». Pеплика начитанного дворника в исполнении актёра Юрия Кузнецова — это реплика персонажа из рассказа Михаила Булгакова «Самоцветный быт». Прорицательница в цирке мадемуазель Жанна — персонаж рассказа Михаила Булгакова «Мадмазель Жанна». История с «крестинами» младенцев Клары и Розы заимствована из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева», а сцена с медиумом («Дух императора, скажи, долго ли продержатся у власти большевики?») — из рассказа «Спиритический сеанс».

 

Особенности съёмок

 

Чтобы передать колорит того времени, для имитации чёрно-белого изображения Владимир Бортко использовал для камеры фильтр «сепия». Этот приём режиссёр использовал в других фильмах «Идиот» и «Мастер и Маргарита»

Специально для съёмок на шасси советского грузового автомобиля ГАЗ был построен легковой автомобиль, на котором Преображенский, Борменталь и Шариков выезжают в университет

В кадрах фильма, который Борменталь смотрит в кинематографе, появляется Всеволод Пудовкин в эпизоде.

 

Места съёмок.

 

Съёмки проходили в Ленинграде.

Кадры с трамваем сняты в Дегтярном переулке, 7.

 

Актёры и исполнители

 

На роль профессора Преображенского пробовались Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик, Леонид Броневой, Юрий Яковлев… Однако выбор режиссёра остановился на Евгении Евстигнееве.

Евгений Евстигнеев приезжал на съёмки по выходным, чтобы не оставлять надолго свою молодую супругу, актрису Ирину Цывину в Москве.

На роль Шарикова было восемь претендентов, в том числе и любимый мною актёр и друг Николай Караченцов. Но Толоконников, обнаруженный нами в Алма-Ате, убил меня совершенно. На пробе он разыгрывал сцену с водкой: «Желаю, чтобы все!» Он так убедительно гмыкнул, хэкнул, так удивительно пропутешествовал глоток по его шее, так хищно дёрнулся кадык, что я утвердил его немедленно

— режиссёр Владимир Бортко об актёрах на роль Шарикова.

 

На роль доктора Борменталя пробовались Алексей Жарков, Владимир Симонов… Выбор режиссёра остановился на Борисе Плотникове, который в то время был занят в театре Советской армии в роли князя Мышкина. Плотников работал между Москвой и Ленинградом на совершенно различных и драматургически и эмоционально материалах. А переключаться приходилось мгновенно.

В роли Шарика снимали собаку по кличке Карай (выбирали из 20 собак). Владелец и дрессировщик собаки — Елена Никифорова. Пёс состоял на службе в милиции и к началу съёмок на счету у героической дворняги было 38 задержаний. После «Собачьего сердца» Карай снялся ещё в четырёх картинах.  

 

Музыкальное оформление

 

Автором текстов песен выступил бард Юлий Ким. Он написал песню «Суровые годы уходят», частушки, исполняемые Шариковым («…подходи, буржуй, глазик выколю») и марш красноармейцев («Белая гвардия наголову разбита, а Красную армию никто не разобьёт!»)

Веселей всего мне писались куплеты для Шарикова, потому что уж очень ситуация была такая — профессора собрались, и вдруг этот вскакивает и наяривает на балалайке… Ну что-то он должен неприличное спеть. Вот я здесь и постарался

— поэт-песенник Юлий Ким о работе над куплетами на мотив «Яблочка» 

 

Композитор Владимир Дашкевич написал музыку к фильму, в которой, как того и хотел режиссёр, идя за повестью Булгакова, слышатся тревожный и даже трагические предчуствия, связанные с размышлениями о будущем человека и судьбе цивилизации. 

 

Критика

 

Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но можно поднять архив, и вы убедитесь, что я близок к тексту… Там было написано примерно следующее: «Такого дерьма, как «Собачье сердце», никто отродясь не снимал. Режиссеру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста». Но я все-таки уцелел (смеется). Чувствовал, что все сделал правильно. За границей нас приняли благосклонно: фильм отметили призами в Италии, Польше, Болгарии. А через два года после выхода «Собачьего сердца» на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию.

— режиссёр Владимир Бортко о реакции критики на фильм.