Титаник

 «Тита́ник» (англ. Titanic) — американский фильм-катастрофа 1997 года, снятый режиссёром Джеймсом Кэмероном, в котором показана гибель легендарного лайнера «Титаник». Это седьмой фильм режиссёра. Главные роли в фильме исполнили Кейт Уинслет (Роуз Дьюитт Бьюкейтер) и Леонардо Ди Каприо (Джек Доусон). Герои фильма, будучи членами различных социальных слоёв, влюбились друг в друга на борту злополучного корабля, совершавшего свой первый и последний рейс через Атлантический океан в 1912 году.

 

Премьера фильма в США состоялась 19 декабря 1997 года. Дистрибьютором фильма в Северной Америке выступила компания «Paramount Pictures», а во всём остальном мире — «20th Century Fox». Бюджет составил 200 000 000 долларов США — рекордный для своего времени. «Титаник» установил рекорд, став самым кассовым фильмом за всю историю кинематографа, собрав в прокате во всём мире свыше 1,8 миллиардов долларов, и удерживал это достижение на протяжении 12 лет, пока оно не было побито фильмом того же режиссёра «Аватар». Помимо этого он возглавлял американский бокс-офис 15 недель, что сделало его вторым фильмом после «Инопланетянина» (1982), находившегося на этой позиции дольше всех — 16 недель.

 

В 1998 году «Титаник» был выдвинут на соискание кинопремии «Оскар» в 14 номинациях, в результате получил 11 из них, включая награду «Лучший фильм» 1997 года. Фильм стал рекордсменом по числу полученных наград «Оскар» наряду с такими фильмами, как «Бен-Гур» (1959) и «Властелин колец: Возвращение короля» (2003), в связи с чем часто признается лучшим фильмом в жанре мелодрама.

 

5 апреля 2012 года, в год 100-летия легендарной катастрофы состоялась премьера этого фильма в формате 3D и IMAX 3D.

 

История создания

 

Впервые Джеймс Кэмерон задумался о возможной кинопостановке в 1987 году, когда на телеканале «National Geographic Channel» посмотрел документальный фильм о «Титанике». Но всерьёз заниматься подготовкой сценария для будущего фильма Джеймс Кэмерон начал тогда, когда его лучший друг Льюис Эбернети в день рождения режиссёра подарил ему свой труд о «Титанике». К 1994 году Кэмерон написал сценарий, а в начале 1995 года предложил кинокомпании «20th Century Fox», которая выделила на стартовые расходы 3 000 000 долларов. Ещё до начала съёмок на студии «Digital Domain», принадлежащей Джеймсу Кэмерону, была создана компьютерная анимация процесса крушения корабля, которая впоследствии была использована в фильме.

 

Чтобы поближе познакомиться с главным объектом своего будущего фильма, Кэмерон в сентябре 1995 года лично совершил 12 погружений к «Титанику» на батискафах «Мир-1» и «Мир-2», находившихся на борту российского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», позднее также задействованного в фильме. Брат режиссёра Майкл Кэмерон, будучи инженером по профессии, разработал систему подводных камер для съёмок экстерьера и интерьера затонувшего лайнера. Во время каждого погружения Кэмерон мог снимать только 15 минут из-за ограниченного количества плёнки, которую могла хранить камера.

 

Решив, что самой главной сценой, из-за которой зрители пойдут на фильм, будет крушение корабля, Джеймс Кэмерон пригласил для создания спецэффектов 17 студий. Ведущей среди них стала «Digital Domain», где под руководством будущего лауреата премии «Оскар» Роберта Легато создавались визуальные эффекты к фильму.

 

Съёмки фильма начались 16 сентября 1996 года, причём начальный бюджет тогда составлял всего 110 000 000 долларов.

 

«После того как я увидел обломки настоящего „Титаника“, мне стало ясно, что я не имею права ни в чём схалтурить. Когда мы с русскими закончили подводные съёмки, я попросил всех собраться на палубе. Перед этим мы снимали всю ночь и весь день, больше 17 часов. Люди были предельно измотаны, но все собрались на носу корабля, и мы спустили на воду венок, на котором написали: „Памяти пассажиров и экипажа «Титаника»“. Наш фильм — кинематографический венок этим людям».

 — Джеймс Кэмерон о съёмках фильма

 

Для съёмок фильма была построена совершенно новая студия на побережье Розарито в Мексике, всего в 40 километрах к югу от государственной границы с США. В водах огромного бассейна был сооружён макет корабля почти в натуральную величину. Финальная модель созданного корабля достигала 231 метра в длину, тогда как настоящий лайнер был на 38 метров длиннее (269 метров). Но, несмотря на грандиозный размах декораций, количество повторяющихся компонентов корабля (таких как иллюминаторы) было уменьшено, а некоторые детали были смоделированы всего на 90%. Также в ходе съёмочного процесса вместо вертолётов было решено задействовать 50-метровый кран, помещённый на рельсы. Всё это было сделано в целях уменьшения накладных расходов.

 

Во время съёмок массовых сцен актёры были одеты в костюмы, обвешанные датчиками для «захвата движения». При этом создатели воспользовались услугами всего 40 человек. При съёмке падающих при крушении корабля людей была использована смоделированная на компьютере вода. Это позволило сделать столкновение с ней более драматичным и натуральным. Для съёмки сцены, где дельфины плывут перед килем лайнера, были использованы как дрессированные млекопитающие, так и их компьютерные модели, которые были созданы и наложены на основной видеоряд студией «Hammerhead Productions». Айсберг, с которым столкнулся «Титаник», был сделан из пенообразователя, покрытого стекловолокном и воском.

 

Съёмки этой эпической картины, продлившись около 7 месяцев, закончились 23 марта 1997 года. Тем не менее, к намеченному на июль того же года сроку выхода на экраны фильм подготовить не удалось. В Голливуде начали распространяться слухи о том, что с «Титаником» может повториться та же ситуация, что и с фильмом «Врата рая», продолжительность которого в своё время пришлось сократить. Окончательный бюджет «Титаника» возрос до 200 000 000 долларов, что сделало его самым дорогостоящим фильмом всех времён (к середине 1997 года). Выпускающая кинокомпания «20th Century Fox» для уменьшения огромных расходов была вынуждена пригласить к сотрудничеству другую кинокомпанию — своего конкурента «Paramount Pictures». Таким образом кинопрокат «Титаника» был разделён на две части: в Северной Америке дистрибьютором выступила кинокомпания «Paramount Pictures», а во всем остальном мире — «20th Century Fox».

 

Сюжет

 

1996 год. Охотник за сокровищами Брок Лаветт и его команда, спустившись на дно Атлантического океана на специальных глубоководных батискафах, исследуют носовую часть затонувшего лайнера «Титаник». В одной из кают они находят сейф, в котором, как предполагали авантюристы, находится легендарное сокровище — ожерелье с бриллиантом, известным как «Сердце океана». В начале XX века один питтсбургский Ротшильд Натан Хокли приобрёл его для своего сына-промышленника Каледона, который подарил ожерелье в качестве свадебного подарка своей невесте — англичанке Розе Дьюитт Бьюкейтер, вместе с которой он плыл на «Титанике» в США, где они должны были пожениться. Каледон спасся во время катастрофы, Роза погибла, а ожерелье было утеряно и, предположительно, ушло на дно вместе с кораблём. Но, к разочарованию исследователей, в сейфе оказываются только бумаги, среди которых они находят хорошо сохранившийся портрет, написанный углём и датированный 14 апреля 1912 года. На картине, подписанной инициалами «J.D.», изображена обнажённая девушка, лежащая на кушетке, а на её шее висит то самое «Сердце океана». Тем временем бывшая актриса Роза Келверт, женщина в возрасте неполного 101 года, смотрит по телевизору репортаж телеканала CNN об этой экспедиции и видит портрет обнажённой женщины. Она звонит Броку Лаветту и сообщает ему, что знает о бриллианте «Сердце океана» и о том, что девушка на портрете — это она сама. Роза, сопровождаемая своей внучкой Лиззи, вылетает на вертолёте на научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», используемое Лаветтом и его командой на месте погружений. Хотя Лаветту говорят, что женщина вполне может оказаться авантюристкой, он соглашается её выслушать, надеясь, что она расскажет ему о том, куда делось «Сердце океана». Представ перед Лаветтом и его командой, Роза начинает свою историю.

 

10 апреля 1912 года. 17-летняя Роза, её мать Руфь и Каледон поднимаются в Саутгемптоне на борт «Титаника» в качестве пассажиров 1-го класса. Будущее замужество Розы и Каледона целиком стоит на расчётном положении — Руфь хочет выдать дочь за богача, чтобы поправить своё пошатнувшееся, после смерти мужа, финансовое положение. Тем временем, молодой бродяга и художник из Висконсина Джек Доусон, пытавший счастья в Европе, и его лучший друг Фабрицио де Росси, наоборот, мечтающий уехать в Америку, выигрывают в покер билеты 3-го класса на лайнер и в самый последний момент успевают запрыгнуть на борт. Роза - свободолюбивая и простая девушка, ей чужды порядки высшего общества. Вечером, когда лайнер уже в пути, она, страдая от навязанного брака, хочет покончить с собой, спрыгнув с кормы судна, но Джек её останавливает, хотя в последний момент Роза чуть было не падает за борт. Вскоре их обнаруживают три члена команды «Титаника», которые, неправильно поняв ситуацию, сначала скручивают Джека, думая, что он хотел изнасиловать девушку, но Роза за него заступается. Каледон весьма туманно благодарит Джека, неохотно приглашая его пообедать с ними следующим вечером в обеденном зале первого класса. С этого момента между Джеком и Розой завязывается дружба. Он показывает ей свой альбом с художественными работами. Их отношения становятся более глубокими, когда они оставляют пассажиров 1-го класса во время обеда и сбегают в каюты 3-го класса, где в самом разгаре проходит праздник, который приходится Розе по душе. Однако Каледон и Руфь узнают, где та была, и поручают охране кают первого класса не впускать к ним Джека.

 

14 апреля при помощи Фабрицио и их друга Томми Райана Джеку удаётся прокрасться на верхнюю палубу и украсть пальто и шляпу, что позволит ему находиться на палубе, не внушая подозрений. Он втаскивает Розу, которую знакомил с «Титаником» Томас Эндрюс, в гимнастический зал и пытается убедить её, что она должна оставить светскую жизнь для её же счастья, и фактически признается ей в любви. Разговор ни к чему не приводит, но позже Роза, задумавшись над словами Джека, находит его на носу корабля. Они, обнявшись, смотрят на закат солнца, последний для большинства на корабле. Немного позже Роза просит, чтобы он нарисовал её портрет — она хочет позировать обнажённой только с кулоном «Сердце океана» на шее. Девушка прячет рисунок вместе с бриллиантом в сейф, написав язвительную записку Каледону. Между тем, камердинер и ищейка Каледона Лавджой обнаруживает Джека и Розу вместе и начинает преследовать их по всему кораблю, но теряет их след у входа в котельную. В грузовом отсеке, в автомобиле «Renault», молодые люди занимаются сексом. Тем временем капитан Смит игнорирует предупреждения о многочисленных айсбергах, находящихся на пути судна, и «Титаник» продолжает идти ночью с большой скоростью по настоянию исполняющего директора «White Star Line» Джозефа Брюса Исмея. После того как вперёдсмотрящие Фредерик Флит и Реджинальд Ли отвлеклись на Розу и Джека, целующихся на носовой палубе, они вдруг видят айсберг прямо перед «Титаником». Несмотря на усилия вахтенного офицера, первого помощника капитана Уильяма Мэрдока и инженеров в котельной и в машинном отделении, в 23:40 лайнер со всей силой сталкивается с айсбергом и вода начинает проникать в носовые отсеки корабля. Айсберг видели только люди, находившиеся на верхних палубах, в том числе Джек и Роза. Пассажиры, находившиеся внутри судна, ничего не знают о случившемся столкновении.

 

В 00:00 15 апреля Каледон находит рисунок и бриллиант в своём сейфе и догадывается об отношениях Джека и Розы. Как только они прибегают к Каледону, чтобы сообщить о столкновении, он обвиняет Джека в краже бриллианта (до этого по его приказу Лавджой подбросил бриллиант в карман пальто Джека) и приказывает одному из полицейских надеть на него наручники и запереть в одной из кают. Между тем капитану Смиту докладывают, что судно обречено и затонет в ближайшие два часа, а ближайшее судно «Карпатия» сможет прийти на помощь только через 4-5 часов. В 00:15 капитан приказывает начать эвакуацию на посадку в шлюпки первыми женщин и детей. В разговоре с Каледоном Роза чувствует, что Джек невиновен и понимает сама, что весь спектакль с кражей разыграли сами Каледон и Лавджой. Несмотря на шанс спастись с тонущего корабля вместе со своей матерью в спасательной шлюпке, Роза убегает, хотя Каледон её останавливает и пытается переубедить. Роза узнаёт от Томаса Эндрюса, как добраться до комнаты, где находится Джек, и которая сейчас медленно заполняется водой. Когда Роза находит его, он просит позвать кого-нибудь на помощь. Роза встречает двух мужчин, но они отказываются помочь. Она наконечником брандспойта разбивает стекло шкафа с пожарным топором, возвращается к Джеку и разрубает цепь наручников. Им с трудом удаётся выбраться из затопленной области на верхнюю палубу, где Каледон ищет невесту. На палубе офицеры «Титаника» не позволяют мужчинам садиться в спасательные шлюпки, и Каледон, улучив момент, пытается подкупить первого помощника Уильяма Мэрдока, чтобы тот пропустил его в шлюпку при посадке. Роза отказывается уплывать без Джека, и тогда ему и Каледону приходится временно объединиться, чтобы убедить её сесть в шлюпку. При посадке Каледон отдаёт ей своё пальто, забыв при этом, что он положил в его карман бриллиант. Как только спасательная шлюпка начинает спускаться на воду, Роза понимает, что не может оставить Джека и выскакивает из шлюпки на одну из нижних палуб. Роза и Джек встречаются на большой лестнице, и приведённый в бешенство Каледон выхватывает пистолет у Лавджоя и преследует влюблённых, стреляя в них. У Каледона заканчиваются патроны, когда Джек и Роза оказываются в столовой 1 класса, в которую стремительно прибывает вода. Он перестаёт преследовать их, когда видит, что помещение почти затоплено. Джек и Роза снова проделывают путь на верхнюю палубу, во время которого пытаются спасти маленького 7-летнего мальчика, но сделать это им не удаётся, так как его подхватывает паникующий пассажир, вскоре после чего обоих захлёстывает водой. На пути Джека и Розы оказываются другие запертые ворота. Пробегавший мимо стюард пробует отпереть решётку, но он случайно роняет ключи в воду и в панике убегает, чтобы спастись самому. Тогда Джек достаёт ключи из воды и самостоятельно открывает ворота, находясь уже под водой, полностью затопившей площадку. Тем временем остаются на палубе только две спасательные шлюпки у левого борта. Первая шлюпка готова для спуска людей, в то время как вторая перевернулась вверх дном.

 

Между тем вода начинает очень быстро затоплять нижние палубы, приближаясь к шлюпочной. Среди пассажиров начинается паника. Томми и Фабрицио пытаются незаметно пробраться в первую шлюпку самостоятельно, чтобы спастись. Уильям Мэрдок, отвечающий за спуск шлюпки, угрожает стрелять в любого, кто попробует пробраться в шлюпку, а в ответ на попытку Каледона напомнить об «уговоре» бросает полученные ранее деньги ему в лицо. Между тем кто-то из пассажиров пытается пробраться к шлюпке по надстройкам верхней палубы и Мэрдок убивает его, а затем стреляет в Томми, которого толпа случайно подталкивает к свисающей лодке. Томми умирает на руках у Фабрицио. Осознав, что он сделал, Мэрдок отдаёт честь обречённому судну и совершает самоубийство. Каледон всё-таки садится в спасательную шлюпку, изобразив из себя отца потерявшегося ребёнка. В это время вода уже достигает шлюпочной палубы и начинает затапливать каюты офицеров, капитанский мостик, и оркестр «Титаника» играет заключительную песню «Nearer, My God, to Thee». Многие люди теряют надежду на спасение и ждут своей смерти: капитан Смит запирается на капитанском мостике; конструктор Томас Эндрюс, оставшись ждать смерти в курительной комнате 1 класса, поправляет время на каминных часах, сверив их со своими карманными; некоторые семьи остаются в каютах, чтобы там вместе встретить свою смерть. Офицеры пытаются спустить на воду самую последнюю шлюпку на корабле, когда вода достигает большой лестницы. Капитана показывают в последний раз в тот момент, когда вода, разбив остекление, затопляет рулевую рубку. Каледон, видя, что шлюпка уже полна и больше никого не выдержит, начинает отбиваться от находящихся в воде людей веслом. Вода тем временем начинает окружать некоторые надстройки корабля. При попытке пробраться на шлюпку Фабрицио случайно погибает, когда на него и на других оказавшихся в воде пассажиров со всей силой обрушивается первая дымовая труба, так как корабль начал очень сильно крениться на нос. Джек и Роза тем временем пробиваются к верхней палубе, но обнаруживают, что спасательных шлюпок больше не осталось. Они направляются к самому концу кормовой части корабля, которая поднимается все выше. Скоро на корабле гаснет свет и сразу же после этого под собственным весом лайнер разламывается на две части в районе третьей дымовой трубы, кормовая часть на несколько секунд становится на воду горизонтально, но две половины корабля всё ещё соединены друг с другом двойным килем, поэтому кормовая часть начинает очень резко крениться вверх, а затем постепенно уходит под воду вертикально, почти под прямым углом.

 

Под водой Джеку и Розе удаётся выбраться из тянущей их на дно воронки, сформировавшейся от тонущего судна. Они еле-еле находят друг друга среди множества кричащих людей, и Джеку удаётся затащить Розу на плавающий кусок деревянной обшивки, но из-за его узкости Джек не может на него залезть. Он просит любимую поклясться, что она сделает всё, чтобы выжить. Спустя ещё некоторое время наступает полная тишина, и Роза ложится на спину, начиная хриплым голосом напевать песню, которую ей пел Джек: «Летит Джозефина в крылатой машине. Всё выше и выше, и выше летит…». Одну из спасательных шлюпок, под командой 5 помощника Гарольда Лоу решают вернуть, чтобы попытаться найти кого-нибудь из выживших. Роза слышит отдалённые крики и поворачивается к Джеку, пробуя разбудить его, но понимает, что он замёрз насмерть. Она пытается кричать, чтобы привлечь внимание лодки, но её голос от переохлаждения уже осип. Пообещав Джеку, что она сдержит своё обещание, Роза освобождает его руку с обломком наручника, примёрзшим к дереву, и тело Доусона погружается в океан. Тогда девушка слезает с деревянной обшивки и, воспользовавшись свистком уже мёртвого старпома Генри Уайлда, привлекает внимание шлюпки. На палубе «Карпатии» Роза в последний раз видит Каледона, который ищет её, но она старается остаться незамеченной им, и тот уходит ни с чем. Позже, во время переписи спасшихся, она называет себя Роза Доусон, тем самым окончательно порывая со своей прошлой жизнью.

 

Постаревшая Роза, закончив свой рассказ, позже, ночью, никем не замеченная, идёт на палубу «Академика Мстислава Келдыша», и выясняется, что она всё это время хранила «Сердце океана» при себе (по прибытии в Нью-Йорк Роуз, глядя на Статую Свободы, обнаруживает его в кармане пальто). Поднявшись на поручень, Роза бросает ожерелье в воду, где покоится «Титаник». Затем камера переносится в каюту старухи, где на расставленных на тумбочке фотографиях на одном из снимков девушка запечатлена сидящей на лошади на пристани в Санта-Монике (они с Джеком мечтали побывать там вместе). Затем камера показывает спящую Розу, чьё сознание вдруг переносится в глубины Атлантики на затонувший «Титаник», где её, снова юную, на парадной лестнице приветствуют многие из тех, кто погиб в ту ночь, а у часов её встречает Джек, с которым она целуется под аплодисменты присутствующих. Заключительные титры идут в сопровождении песни Селин Дион «My Heart Will Go On».

 

Съёмочная группа

 

Режиссёр: Джеймс Кэмерон

Сценарист: Джеймс Кэмерон

Продюсеры: Джеймс Кэмерон, Джон Ландау, Памела Исли, Грант Хилл, Шарон Манн

Композиторы: Джеймс Хорнер, Арчибальд Джойс, Вольфганг Амадей Моцарт, Пауль Линке, Феликс Гун, Фред Фишер, Фрэнсис Попи, Жак Оффенбах, Иоганн Штраус

Оператор: Расселл Карпентер

Монтаж: Конрад Бафф IV, Джеймс Кэмерон, Ричард А. Харрис

Подбор актёров: Мали Финн

Художники-постановщики: Питер Ламонт, Билл Ри, Мартин Лэйнг

Декоратор: Майкл Форд

Художник по костюмам: Дебора Линн Скотт

 

Кассовые сборы

 

Дистрибьютором фильма в Северной Америке (в США и Канаде) выступила компания Paramount Pictures. Но так как бюджет «Титаника» составил 200 000 000 долларов (рекордный для своего времени), во всём остальном мире дистрибьютором стала компания «20th Century Fox». «Титаник» вышел на экраны Северной Америки 19 декабря 1997 года.

 

В свой первый уикенд фильм собрал около 28 000 000 долларов и только к Новому Году его сборы достигли 100 000 000 долларов за уик-энд. «Титаник» занимал первую строчку американского бокс-офиса в течение четырёх месяцев и впоследствии стал самым прибыльным фильмом за всю историю кинематографа, собрав свыше 1,8 миллиарда долларов (удвоив предыдущий мировой рекорд). Только 12 лет спустя, в 2010 году, его рекорд был побит фильмом «Аватар» того же режиссёра. Ниже приведены основные кассовые сборы фильма.

 

За первый уикэнд в США (19-21 декабря 1997 года): $28 638 131 (4,8 % от сборов в США, 2 674 кинотеатров — $10 709 в среднем с каждого).

В США: $600 788 188 (32,6 % от общих сборов в мире, 3 265 — максимальное количество кинотеатров).

В остальном мире: $1 244 246 000 (67,4 % от общих сборов в мире).

В общем (США + остальной мир): $1 843 201 268.

В Японии: $225 000 000.

В Германии: $128 453 585.

В Великобритании: $115 419 231.

В Испании: $43 672 525.

В Мексике: $27 136 604.

В Аргентине: $21 559 149.

В Австрии: $13 295 461.

В России: $5 200 000.

 

Отзывы общества и прессы

 

Фильм собрал по большей части положительные отзывы критиков и простых зрителей. На сайте Rotten Tomatoes «Титаник» получил рейтинг в 82% от критиков (85 обзоров) и в 82% его оценили простые посетители сайта. На сайте Metacritic фильм также получил не совсем плохой балл от критиков (74 из 100 и 34 обзора) и чуть больше от посетителей (7,5 из 10 и 76 голосов). В крупнейшей базе данных фильмов IMDb «Титаник» имеет средний рейтинг посетителей в 7,6 из 10 (391 477 голосов). Один из самых известных кинокритиков Роджер Эберт оценил фильм в 4 балла из 4-х возможных и поставил «Титаник» в первую десятку лучших фильмов 1997 года.

 

Американский институт киноискусства (AFI) каждый год обновляет списки с общим началом в названии «100 лет — 100…». Фильм «Титаник» занял в них различные места:

 

25 место в списке «100 лет — 100 самых захватывающих фильмов всех времён».

37 место в списке «100 лет — 100 самых романтических фильмов всех времён».

Песня «My Heart Will Go On» занимает 14 место в списке «100 лет — 100 самых лучших песен из фильмов всех времён».

Фраза Джека Доусона «Я — король мира» занимают 100 место в списке «100 лет — 100 самых лучших цитат из фильмов всех времён».

 

Некоторые отзывы о фильме:

 

Вполне возможно, что Джеймс Кэмерон, автор «Терминаторов», «Бездны» и «Чужих» поставил точку, закрывающую тему. Идёт фильм более трёх часов, но, уверяю вас, мне кажется, что посмотрит его любой, чьему сердцу дорог кинематограф. Сам же макет «Титаника», увенчанный лаврами «Оскаров», наверняка займёт достойное место у входа на ВДНХ США.

— М. Иванов (film.ru)

 

И всё свидетельствует о том, что новых открытий, которые помогли бы нам восстановить истинную причину катастрофы, более не предвидится. Картина Кэмерона всё же сделала такое открытие. Воссоздав реальный масштаб случившегося, сердце океана вновь забилось, спустя чуть меньше века обратив исконно божеские замашки человека внутрь самих себя.

— Павел Кортунов (kinomania.ru)

 

Как-то раз, после того как я перенес тяжелую болезнь в госпитале и вернулся домой, я сел смотреть «Титаник». Никогда в жизни я так остро не чувствовал наносимый моему мозгу ущерб.

— Стивен Кинг

 

Факты

Об актёрах и персонажах

 

В качестве прообраза Джека Доусона Кэмерон взял тип известного голливудского актёра 1940-х Джеймса Стюарта. На роль рассматривались кандидатуры Мэттью МакКонахи, Криса О’Доннелла, Билли Крудапа и Стивена Дорффа, однако все были отклонены из-за своего не очень юного возраста, так как Кэмерон хотел, чтобы между 17-летней Роуз и Джеком была очень небольшая разница в возрасте (возраст Джека в фильме не упоминается, однако очевидно, что ему около 20 лет). Том Круз высказывал желание сыграть Джека, но его кандидатуру, по словам Кэмерона, даже всерьёз не рассматривали, особенно с учётом его возраста. Когда Джеймс Кэмерон писал сценарий к фильму, он считал, что главные герои Джек Доусон и Роуз Дьюитт Бьюкейтер должны быть вымышленными персонажами. Только после того, как работа над сценарием была завершена, режиссёр узнал, что на борту «Титаника» был 23-летний кочегар Джозеф Доусон, родившийся в 1888 году в Дублине. Его тело было найдено после катастрофы «Макей-Беннетом» и зарегистрировано под номером 227. Он похоронен на кладбище Фейрвей в Новой Шотландии вместе с остальными погибшими. После выхода фильма его могила с надписью «J. Dawson» стала очень популярной.

Роль Роуз Дьюитт Бьюкейтер сыграла Кейт Уинслет, но в своё время на это место претендовала актриса Гвинет Пэлтроу.

Дэвид Уорнер (Спайсер Лавджой, телохранитель Хокли) является единственным актёром, который «тонул» на «Титанике» 2 раза. Первый раз в фильме 1979 года Спасите «Титаник» он исполнил роль Лоуренса Бизли, реально существовавшего пассажира 2-го класса.

Глория Стюарт играла постаревшую Роуз, возраст которой по сценарию составлял 101 год (без двух месяцев), хотя на самом деле актрисе было всего 86 лет. И по её заверениям в этом не было ничего приятного. По иронии судьбы, актриса умерла в 100 лет во сне, не дожив всего год до возраста своего персонажа.

Роуз произносит фразу «Я люблю тебя» только один раз, когда они вместе с Джеком уже были в воде — в самом конце фильма. Сам же Джек за весь фильм не произносит эту фразу ни разу, хотя он мельком упоминал о своей любви к ней.

Кейт Уинслет была одной из небольшого числа актёров, не пожелавших надеть гидрокостюм во время съёмок водных сцен (но есть и фото, где она в гидрокостюме).

Кейт Уинслет заработала пневмонию, когда участвовала в съёмках сцен гибели «Титаника».

Персонаж Роуз частично основан на калифорнийской актрисе Беатрис Вуд, которая умерла в 1998 году в возрасте 105 лет. Единственную женщину, вытащенную из воды после гибели Титаника, также звали Роуз (Роуз Абботт). Биография этой женщины не имела ничего общего с историей экранной Роуз, но она также спаслась благодаря тому, что зацепилась за дрейфующий «плот».

Глория Стюарт, получив номинацию «Лучшая актриса второго плана», стала самым пожилым человеком, номинировавшимся на «Оскар». Ей было тогда 87 лет.

Глория Стюарт была единственной среди всех, кто принимал участие в съёмках, жившей во время настоящей катастрофы «Титаника» в 1912 году.

При знакомстве с Джеком Молли Браун произносит фразу: «Зачем нужно звать на обед, как будто это кавалерийская атака?». Аналогичная фраза звучала в фильме «Титаник» 1953 года.

Своё имя Каледон Хокли получил от двух небольших городов (Каледон и Хокли), находящихся в провинции Онтарио в Канаде, где живут тётя и дядя Джеймса Кэмерона.

На съемочной площадке фильма любимая домашняя ящерица Леонардо Ди Каприо случайно попала под колеса грузовика. На какое-то время Леонардо Ди Каприо принял на себя обязанности медбрата, отскреб и выходил своего любимца.

 

О фильме и его съёмках

 

Постройка модели Титаника в «практически натуральную» величину. На снимке видно, что строящаяся модель лайнера стоит другой стороной к берегу.

При съёмке последней сцены погружения корабля в океан было использовано около 120 тонн воды.

Фильм «Титаник» стоил больше, чем сам корабль «Титаник». Строительство корабля «Титаника» обошлось в 4 000 000 фунтов, что в современных деньгах составляет 100 000 000 фунтов, а стоимость фильма Джеймса Кэмерона — 125 000 000 фунтов.

После завершения съёмок полноразмерная модель «Титаника» была разобрана на части и распродана на металлолом.

Дольше всех на планете фильм был в прокате в кинотеатре «Салют» города Екатеринбурга, это зафиксировано Книгой Рекордов Гиннесса. Узнав об этом, российский прокатчик подарил кинотеатру копию фильма.

Рисунок, изображающий Роуз, был сделан самим Джеймсом Кэмероном, именно его руки мы и видим в кадре. Все остальные рисунки в альбоме Джека также являются результатами работы режиссёра. Но из-за того, что Джеймс Кэмерон левша, а Джек правша, при монтаже отснятые кадры были зеркально инвертированы.

Глубоководные кадры, которые вошли в финальную версию фильма, составляют по продолжительности всего 12 минут. Хотя на самом деле каждое погружение на глубину занимало несколько часов. В целях улучшения эффективности использования ресурсов и уменьшения расходов, Джеймс Кэмерон распорядился подготовить макет останков «Титаника», уменьшенный в 33 раза. Каждое настоящее погружение было отрепетировано с использованием этой модели и моделей российских батискафов, что в итоге не прошло даром.

Всего было осуществлено 12 погружений. При последних двух картинка дистанционно передавалась специальным устройством, установленным внутри останков «Титаника». Причём некоторые кадры были смоделированы на компьютере.

Большинство декораций на корабле — от ковров до люстр — было реконструировано или находилось под присмотром компаний, которые когда-то оснащали настоящий «Титаник». При реконструировании декораций за образец брались декоративные элементы с «Олимпика» — брата-близнеца «Титаника», списанного в 1935 году. После списания многие элементы отделки «Олимпика» нашли вторую жизнь в создании интерьеров отеля «Белый лебедь» в Англии. Владельцы отеля любезно предоставили кинематографистам возможность измерять и фотографировать эти раритеты. Также при воссоздании интерьеров «Титаника» были использованы архивные фотографии интерьеров «Олимпика».

Съёмки общих планов «Титаника» в открытом океане производились с помощью 45-футовой (примерно 13,7 метров) модели «Титаника», которую снимали маленькой цифровой камерой. Затем в студии Digital Domain на компьютере добавляли дым из труб и воду. Чтобы добиться правдоподобности, был использован алгоритм обнаружения со спутника кораблей и подводных лодок по водным колебаниям. Этот алгоритм учитывал поведение водной поверхности океана в спокойном состоянии и во время движения посторонних объектов. И, наконец, мастера компьютерной графики «Digital Domain» заселяли «Титаник» персонажами, созданными на компьютере. На одном из планов можно видеть даже компьютерного капитана Смита, поправляющего фуражку. Джеймс Кэмерон, давая указания работникам «Digital Domain» сказал: «Представьте, что мы снимаем рекламный клип для компании „White Star Line“».

Перед тем, как приступить к рисованию Розы в своём альбоме, Джек говорит ей: «Вон туда, на кровать, ммм… на диван». На самом же деле здесь должна была быть фраза «Ложись на диван». Это случилось тогда, когда на съёмках Леонардо Ди Каприо слегка напутал текст сценария. Но Кэмерону понравилась эта оговорка, и именно этот дубль вошёл в итоговый вариант фильма.

Сцена рисования портрета Роуз снималась в первый съёмочный день Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо. После съёмок Ди Каприо спросил у Кэмерона: «Ну как у меня получилось?». На что режиссёр серьезно ответил: «Ну сам знаешь, сегодня твой первый съёмочный день, так что тебя ещё вполне можно и заменить».

Когда один из управляющих кораблём произносит «Полный вперёд!», мы слышим, как кто-то подхватывает «Полный вперёд!» на заднем плане. На самом деле это был голос режиссёра Джеймса Кэмерона.

В реальной жизни было беспокойство по поводу того, что шлюпбалки недостаточно крепкие, чтобы выдержать спуск полностью загруженных спасательных шлюпок, хотя они и проверялись под таким весом. Шлюпбалки для фильма, которые можно заметить сгибающимися под большим весом, были изготовлены той же самой компанией, что и в 1912 году для настоящего «Титаника».

Для съёмки сцены, где вода впервые проникает внутрь корабля, было запланировано использовать 40 000 галлонов воды. Однако, как выяснилось позднее, этого оказалось недостаточно, и Кэмерон попросил увеличить количество воды в 3 раза. При этом пришлось переделать часть декораций, не выдержавших дополнительного веса.

Кэмерон был категорически против использования каких-либо песен в фильме, даже в заключительных титрах. Композитор Джеймс Хорнер вместе с Уиллом Дженнигсом (автором текста) и певицей Селин Дион записали песню «My Heart Will Go On». Позднее кассету дали прослушать Джеймсу Кэмерону. В итоге песня удостоилась премии «Оскар».

Съёмки отплытия «Титаника» в Саутгемптонском порту производились «в зеркальном отражении»: из-за экономии модель «Титаника» в натуральную величину покрыли металлом только с правого борта (прогноз погоды предсказывал северный ветер, поэтому было решено поставить модель носом к северу, чтобы ветер относил дым из труб к корме, и это создавало бы дополнительную иллюзию движения судна). Однако в Саутгемптоне настоящий «Титаник» был пришвартован левым бортом, и чтобы не погрешить против истории, Джеймс Кэмерон решил снимать «наоборот». Для этого часть оборудования, реквизита, костюмов заказали «перевёрнутыми». Позже, при монтаже отснятого материала, изображение «перевернули» так, что всё стало правильно. Кейт Уинслет в одном из интервью призналась, что во время съёмок посадки на лайнер не могла удержаться от смеха, когда читала «ИIL ЯATƧ TIHW» на бескозырках матросов.

У модели «Титаника» в натуральную величину отсутствовал нос. Его каждый раз добавляли на компьютере. Когда Джеймс Кэмерон увидел, в какую сумму обошлись эти спецэффекты, он воскликнул: «Лучше бы мы его построили!».

Поскольку макет «Титаника» почти в натуральную величину был детализирован только на 90%, о чём было сказано в начале статьи, а модель лайнера, используемая для спецэффектов, была детализирована на 100%, то в фильме эти две заметно отличающиеся версии «Титаника» сменяют друг друга несколько раз.

Для того, чтобы снять сцену погружения передней части корабля, пришлось разобрать построенную модель в натуральную величину и поместить её переднюю часть в резервуар глубиной 40 футов. Декорацию поднимали и опускали в воду 8 гидравлических подъёмников. Съёмки эпизода проводились без репетиции.

Во время съёмок сцены столкновения «Титаника» с айсбергом позади палубы, на которой находились Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет, поставили зелёный экран, который потом во время монтажа заменили на компьютерное изображение (модель) айсберга. Но для того, чтобы сцена выглядела реалистичнее, на палубу сверху сыпали куски настоящего льда. Таким образом, куски отколовшегося от айсберга льда, которые упали за бортом — компьютерные, а которые попали на борт — настоящие.

Эффект намёрзшего льда на одежде и волосах пассажиров «Титаника», оказавшихся в воде, достигался тем, что их волосы и одежда покрывались воском, а также специальным порошком, который от соприкосновения с водой превращался в кристаллы. А пар изо рта добавлялся на компьютере.

Джеймс Кэмерон сознательно пошёл на допущение исторической неточности при съёмках эпизодов в спасательных шлюпках. Ночь на 15 апреля 1912 года была безлунной, звёзды давали слишком мало света, а режиссёру надо было хоть как-нибудь осветить декорации. Поэтому Кэмерон дал в руки некоторых офицеров электрические фонарики, которых не было у офицеров в 1912 году.

В многочисленных интервью Джеймс Кэмерон упоминал о своих опасениях и опасениях студии, что фильм не окупится и станет убыточным. В частности, он сказал в интервью газете «USA Today»: «Ну подумайте сами, события происходили в 1912 году, фильм шёл больше трёх часов, в конце все умирали — как такой фильм мог быть успешен?».

При постановке спецэффектов Роберт Скотак использовал технические приёмы, придуманные советским кинорежиссёром Павлом Клушанцевым. В 1997 году фильм был удостоен премии «Оскар» за лучшие спецэффекты.

 

В фильме как бы даётся понять, что «Титаник» был первым в своём классе лайнером и по сути не имел аналогов на тот момент, хотя в действительности «Титаник» был вторым судном после своего «брата» «Олимпика», который начал курсировать в Нью-Йорк почти на год раньше.