Троя

«Троя» (англ. Troy) — крупнобюджетная историческая драма по мотивам поэмы Гомера «Илиада». Была номинирована на премию «Оскар» за лучший дизайн костюмов.

 

Сюжет

 

Конец XIV века до н. э. Микенский царь Агамемнон не без помощи строптивого, но отважного Ахиллеса объединяет народы Греции под своим скипетром. Ахиллес побеждает в бою великана Боагрия, после чего царь фессалийцев передаёт Агамемнону свой скипетр.

 

XIII век до н. э. Троянский царевич Парис похищает Елену Прекрасную, жену брата Агамемнона — спартанского царя Менелая. Взбешённый Менелай является в Микены, Агамемнон, мечтающий покорить Трою, обещает брату свою поддержку. Одиссей приезжает за Ахиллесом, соблазняя его славой. Мать Ахиллеса ставит перед сыном выбор: он может остаться дома и быть счастливым, но его имя будет забыто — или же он обретёт вечную славу под стенами Трои, но и найдёт там свою смерть. Корабль Ахиллеса присоединяется к огромному флоту греков, идущему к берегам Трои.

 

Гектор предлагает отцу вернуть Елену обратно, но царь Приам уверен, что Парис так любит Елену, что отправится за ней в Спарту и погибнет. Он уверен в поддержке бога Аполлона и не прислушивается к Гектору. Вскоре на горизонте появляются корабли греков. Мирмидоняне Ахиллеса первыми высаживаются на берег, захватывают побережье и укрываются в храме бога Солнца. Всадники Гектора, ворвавшиеся в храм, попадают в засаду, но Ахиллес отпускает Гектора, заявляя, что никто не увидит здесь, как он поразит царевича Трои. Агамемнон отбирает захваченное в храме золото и пленницу-жрицу Брисеиду, сестру Гектора, доставшихся Ахиллесу как трофей, и прилюдно унижает героя.

                               

Оскорбленный Ахиллес отказывается участвовать в дальнейших боях и запрещает своим людям участвовать в осаде Трои. На следующий день греческая армия подходит под стены Трои. Гектор отклоняет требования Агамемнона, а Парис вызывает Менелая на поединок. Могучий Менелай разоружает Париса и пытается убить его у ног Гектора, но тот пронзает Менелая мечом на глазах у всего войска. Разъярённый Агамемнон начинает атаку на выстроившихся под стенами троянцев. Но греки попадают под тучи стрел троянских лучников. Гектор побеждает героя Аякса, греки отступают. Гектор разрешает грекам забрать тела павших. Ахиллес отбивает Брисеиду у веселящихся воинов, они становятся любовниками. Ахиллес готов вернуться домой и зажить тихой семейной жизнью.

 

На совещании в стане троянцев Гектор советует выждать, но ободрённые победой полководцы высказываются за атаку на лагерь греков. Ночью троянцы поджигают лагерь и корабли греков, Патрокл надевает доспехи своего спящего брата Ахиллеса и ведёт мирмидонян в бой, но погибает в поединке с Гектором. Ахиллес, собравшийся было отплывать, едет к Трое и вызывает Гектора на поединок. Гектор выходит и погибает в поединке с Ахиллесом. Тот привязывает тело Гектора за ноги к своей колеснице и едет обратно в лагерь. Царь Приам тайно пробирается в стан врагов, к Ахиллесу и умоляет отдать для погребения тело Гектора. Ахиллес соглашется, отдаёт тело Гектора, отпускает Брисеиду и объявляет 12-дневное перемирие.

 

У Одиссея возникает идея, как взять Трою. Спустя 12 дней троянцы обнаруживают пустой лагерь греков, тела погибших от чумы и огромного деревянного коня. Жрец заявляет, что это жертва Посейдону, хотя Парис просит Приама сжечь коня. Но всё же троянцы закатывают коня в город и устраивают празднество. Ночью из коня вылезают прятавшиеся внутри греки, истребляют часовых, открывают ворота и дают сигнал с башни. Армия греков возвращается, врывается в город, начинаются грабёж, пожары и резня. Вдова Гектора Андромаха показывает троянцам подземный ход, но Парис остаётся.

 

Греки врываются во дворец, подавив последнее сопротивление, Агамемнон пронзает Приама копьем. Ахиллес повсюду ищет Брисеиду, она попадается на глаза Агамемнону и убивает его ударом кинжала. Ахиллес спасает её от людей Агамемнона, но подоспевший Парис убивает Ахиллеса, попав ему в пятку. Наутро Одиссей поджигает погребальный помост, где лежит тело Ахиллеса.

 

Сценарий

 

Сценарий фильма «Троя» был написан молодым писателем Дэвидом Бениоффом, по роману которого был снят фильм «25-й час». Это был второй сценарий в жизни писателя. Первый черновой вариант сценария был написан в январе 2002. Размер его составлял 180 страниц, и это было слишком много, поэтому после переработки сценарий был сокращён до 140 страниц. В основу сценария была положена эпическая поэма Гомера «Илиада», повествующая об истории троянских войн (приблизительно 1200 лет до н. э.). В заключительных титрах фильма сказано, что поэма «Илиада» воодушевила создание его сценария. Но текст «Илиады» не охватывает все эпизоды Троянской войны, а описывает только девятый год войны. Так, эпизод взятия Трои при помощи Троянского коня описан в гомеровской «Одиссее»  и в других античных произведениях, а эпизод гибели Ахиллеса от стрелы, попавшей в пятку, описан в поэме «Метаморфозы» Овидия. Кроме данных произведений, автор сценария при написании использовал также «Энеиду» Вергилия, собрание мифов «Мифология Булфинча», а также собственную фантазию. По словам Бениоффа, это не был совпадающий с оригиналом пересказ, автор хотел сконцентрироваться на человеческом аспекте истории. Этим мотивируется отсутствие богов в сценарии. Бениофф восхищается героями Ахиллесом и Гектором, и их противостояние становится основной темой фильма: «Это фильм не из категории хорошие-плохие. Это не эпическое сражение добра против зла. Это не люди против орков. Это люди сражающиеся с людьми, и поэтому я считаю, что это великий и трагический рассказ о войне».

 

Съёмки

 

Съёмки фильма проходили в Лондоне, на Мальте и в Мексике с апреля по июнь 2003. Изначально планировалось, что завершающие съёмки будут проходить в Марокко, но после террористической атаки в мае 2003 в крупнейшем марокканском городе Касабланка съёмки в Марокко были отменены из-за опасения новых террористических атак, а также предстоящей войны в Ираке. Создатели фильма предвидели такую опасность, и заранее подыскивали места съёмок в Испании и Мексике. В итоге, для съёмок оставшегося материала была выбрана Мексика.

 

На Мальте были сняты все сцены, происходящие внутри Троянских стен. Основные декорации (город, ворота, царский дворец) для съёмок были построены в форте «Рикасоли» на острове Мальта. Также, некоторые сцены фильма были сняты на пляже «Голден Бэй» (англ. Golden Bay), в посёлке Меллиеха (север Мальты) и на пляже «Голубая Лагуна» острова Комино.

 

Сражения были сняты на пустынном пляже в нескольких километрах от мексиканского курорта Кабо-Сан-Лукас. На этом пляже растут кактусы, охраняемые законом, и он является зоной обитания черепах, находящихся под угрозой исчезновения. Поэтому были наняты ботаники, которые временно пересадили кактусы в питомники и пометили все места их нахождения. А другие специалисты собрали черепашьи яйца и перенесли их в инкубатор. В качестве статистов были наняты мексиканцы, выглядящие как жители Средиземноморья, и болгарские атлеты из Национальной спортивной академии в Софии. Последние использовались для съёмок сражений крупным планом. Во время съёмок в Мексике мексиканские и болгарские статисты подрались между собой, так что пришлось прибегнуть к помощи полиции. Также, болгарские статисты устраивали забастовки, требуя поднять гонорары.

 

Во время съёмок фильма не обошлось и без казусов. В самом конце съёмок, когда осталось только снять бой Гектора и Ахиллеса, Бред Питт травмировал ахиллово сухожилие. А несколько дней спустя ураган Марти сдул стены Трои. В результате съёмки были отложены на 3 месяца, в течение которых обоим актёрам пришлось поддерживать хорошую физическую форму.

 

Троянский конь

 

Согласно легенде, переданной в «Энеиде» и других произведениях, ахейцы после длительной и безуспешной осады прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Внутри коня был спрятан отряд из лучших воинов. Изобретение этой уловки приписывают Одиссею, хитрейшему из вождей греков. Троянский Жрец Лаокоонт, увидя этого коня, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!» Кассандра, дочь Приама и прорицательница, предсказывала падение Трои и гибель царской семьи из-за коня. Но троянцы, не слушая их предостережений, втащили коня в город, посчитав его своим военным трофеем. Ночью греки вылезли из коня, перебили охрану, и впустили в город вернувшиеся войска.

 

Конь, сооружённый для фильма Троя, был сделан из стальных свай и стекловолокна. Он имеет высоту 11,4 метра и весит 11 тонн. Для транспортировки коня разбирали на части и затем снова собирали. Этот конь немало попутешествовал по миру. После съёмок на Мальте и в Мексике, его доставили в Берлин и установили на Потсдамской площади для мировой премьеры фильма в мае 2004. Оттуда коня повезли в Японию как часть рекламной кампании, а по окончании конь нашёл своё пристанище в Турции. Министерство туризма Турции подписало контракт с компанией Warner Bros на использование коня. Конь был установлен в городе Чанаккале, в 30 км от предположительного места исторической Трои, и стал популярной достопримечательностью для туристов, посещающих Турцию.

 

Выход фильма

 

Бюджет фильма составил около $170 млн, а некоторые источники называют и более крупные суммы. Это делает фильм одним из самых дорогих фильмов в современном кинематографе, а на момент создания этот фильм считался самым дорогим в мире. Мировая премьера фильма состоялась 9 мая 2004 в Берлине. На Каннском фестивале 2004 года премьера фильма «Троя» состоялась вне конкурса. В течение мая-июня 2004 фильм вышел в прокат по всему миру. В России фильм впервые был показан 21 мая 2004. Особенностью российского проката стало то, что в русском дубляже герои иногда переходят на некую разновидность свободного стиха.

 

Фильм собрал $133 млн на территории США и Канады, что составило 27 % от мировых сборов. В остальных странах кассовые сборы составили $364 млн. Общая сумма сборов в мировом прокате составила $497 409 852, благодаря чему фильм «Троя» вошёл в сотню самых кассовых фильмов.

 

Отзывы и критика

 

Фильм «Троя» получил противоречивые отзывы в среде критиков и прессе. Количество положительных отзывов критиков немного превышает количество отрицательных. Metacritic.com поставил фильму 5.6 баллов на основе 43 рецензий критиков. На rottentomatoes.com фильм имеет рейтинг 55 % по результатам 217 отзывов критиков. Среди обычных зрителей фильм «Троя» имеет более высокий рейтинг (7 баллов из 10 на imdb.com, 74 % на rottentomatoes.com). На основе рецензий 3-х критиков сайт ekranka.ru выставил фильму 3.5 балла из 5, что соответствует званию «хороший фильм».

 

Джонатан Форман из New York Post написал, что «фильм „Троя“ испорчен одним из худших кастингов за последнюю историю Голливуда: тусклый ансамбль, нанятый директором, подавляется впечатляющими декорациями и массовыми сценами».

 

Кейт Фипс из A.V. Club также недоволен актёрами. В своей рецензии он говорит, что все, кроме Эрика Баны в роли Гектора и Брайана Кокса в роли Агамемнона играют так, что хуже некуда. Сам фильм критик называет только выглядящим хорошо, но по мере просмотра фильм начинает казаться «оглушающей пустышкой с большим количеством действий, но недостатком личностей, человеческой драмы, интеллекта».

 

Роджер Эберт, один из известнейших кинокритиков, поставил фильму 2 звезды из 4-х. В своей рецензии он написал, что «имущество Гомера должно подать в суд» (на этот фильм). Критик недоволен отсутствием греческих богов, героями, показанными как герои боевиков, и сгенерированными компьютером армиями. В греческой драме герои не такие сложные и конфликтные, как они показаны в фильме. Эберт сравнивает «Трою» с вестерном Форт Аламо (2004), имеющим похожий сюжет. Но в последнем, по мнению Эберта, диалоги переданы лучше.

 

Многие критики, в том числе и те, кто невысоко оценили фильм, были сильно впечатлены сценой, когда царь Приам просил у Ахиллеса отдать ему тело Гектора. Кейт Фипс из A.V. Club написал, что в этой сцене больше напряжения, чем в любой из сцен битв. Роджер Эберт назвал эту сцену лучшей сценой фильма.

 

Расхождение с оригиналом

 

По словам кинокритика Джона Сильвера, сюжетная схема взята у Гомера, последовательность событий выдержана такая, какой она дана в «Илиаде». Особых отступлений нет. Критик утверждает, что «сценарист отжал ту поэтику, которая делает гомеровские поэмы бессмертными, и взял лишь набор главных героев и совокупность их поступков». Но, как утверждает Алекс Экслер, «не нужно рассчитывать, что это экранизация Гомера». В фильме присутствуют серьёзные расхождения с оригиналом. «Ни дотошной исторической точности, ни деталей гомеровского эпоса, ни сказок о знаменитых Богах. Всё это осталось за кадром» — пишет Катерина Бычкова, критик с kinomania.ru, добавляя при этом, что фильм от этого пострадал не сильно.

 

Первое отличие, на которое обращают внимание многие критики, это отсутствие древнегреческих богов, игравших в «Илиаде» заметную роль в Троянской войне. В фильме о них часто говорят, но сами они не показаны, что лишает фильм загадочности, мифичности, монументальности, чувства судьбы. Отсутствие богов приводит, например, к такому эффекту: в фильме Парис соблазняет Елену во время мирной делегации троянцев в Спарте, что делает его поступок гораздо более малодушным, чем получение божественного дара. Временные рамки фильма тоже не соответствуют оригиналу. В оригинале война длилась десять лет и в «Илиаде» описывался последний год войны. В фильме же война была ужата в несколько недель, или даже дней. Джонатан Форман из New York Post в своей статье написал по этому поводу: «Даже более, чем вы могли бы ожидать, „Троя“ допускает значительные вольности: в этой версии война ради спасения похищенной Елены занимает всего несколько дней; Менелай убит в начале фильма; Ахиллес выживает, чтобы спрятаться потом в Троянском коне; а Парис и Андромаха выживают после падения Трои». Один из критиков журнала «Киноман» написал, что если бы гибель Ахиллеса была показана так, как это было в оригинале, то «такая сцена смотрелась бы куда выигрышней, чем штампованная беготня по гибнущему городу в поисках возлюбленной и бесславная смерть героя на аккуратном газоне». Кроме того, здесь отсутствуют такие персонажи, как предсказательница Кассандра, дочь Агамемнона Ифигения, отданная в жертву отцом, жрец бога Аполлона Лаокоон, пытавшийся предупредить о предательстве данайцев. Техника боя, показанная в фильме, сильно отличается от техники боя греков. Некоторые отклонения от оригинала были сделаны автором сценария умышленно, по словам Бениоффа, «иногда для эффективности и иногда потому что я выбирал то, что я считал лучшим для фильма». Так, Агамемнон, согласно мифологии, был убит своей женой, когда возвращался в Микены, за то, что пожертвовал своей дочерью ради победы над Троей. В фильме он погибает от руки Брисеиды при разграблении Трои. Бениофф мотивировал это изменение тем, что «у нас нет времени, чтобы рассказать все различные истории».

 

Кроме обычных отклонений от оригинала, Алекс фон Тунцельман из The Guardian находит и откровенный анахронизм: когда греки высаживались в Трое, было показано, как разбегаются испуганные местные люди, и среди них две ламы. Ламы — это животные из Южной Америки, и невозможно, чтобы они попали в Европу или в Азию в те времена.

 

Помимо этого, размер города в фильме был явно преувеличен. Историки предполагают, что население Трои составляло около 8 — 10 тысяч человек, что соответствует среднему числу жителей крупных городов того времени.

 

Но несмотря на сюжетные различия, Джованни Фацио из «The Japan Times» утверждает, что в показе человеческих эмоций, причём не только чести, достоинства и отваги, но и похоти, ревности, тщеславия, двуличия, лживости, фильм остаётся наиболее близким к историческим истинам.

 

Награды и номинации

 

Фильм Троя получил 3 награды и был номинирован ещё на 17 премий, включая номинацию на Премию «Оскар» за лучший дизайн костюмов.