Чаклун и Румба

Данную кинокартину вполне можно считать достойной о событиях Великой Отечественной войны. Здесь нет липких диалогов о любви, подробных романтических сцен, резких сюжетных переходов, присущих фильмам и, в особенности, сериалам последних десяти лет. Только война, разбитые человеческие (и животные) судьбы.

 

Сержант Чаклун – работяга войны. Таковых – сотни тысяч. Он не разменивает орден на верного друга – собаку Румбу, прошедшего с хозяином сотни минных полей. Он не позволяет губить девичью судьбу, подставляя под трибунал себя. Таким не дают золотых звезд Героя. Такие остаются героями навеки. Федор – правильный и справедливый. Именно за эти качества Чаклун западает в сердце красивой девушке Светлане – командиру регулировочного отряда. Почему? Светлана – женщина молодая, но уже не юная. Изначально создается впечатление, что эта белокурая Венера не дает отбоя мужикам. Стройная блондинка, любящая красить губы во время боев, вполне может рассчитывать на «титул» «походно-полевой жены». Но все, отнюдь, не так. Она какая-то наивная, не испорченная. Форсит в дамских туфельках, вспоминая о мирных временах и не губя свою женскую сущность. Даже флиртует с подполковником ВВС Вишняковым как-то по-детски. Она думает, что чем выше звание и значимее награды, тем «выше» жених. Однако встретив, Федора, поняв его поступки, Светлана многое переворачивает в своей сущности. Теперь она старается держать на расстоянии героя-летчика (которого война тоже, в итоге, сильно ударила обухом по голове). А что до ее быстрого роста в званиях, то это – вполне заслуженно. По военному табелю 1941 г. офицер во время боевых действий может пройти путь от младшего лейтенанта до старшего – минимум за полгода. Если бы Светлана действовала другим путем, то ее грудь была бы усыпана наградами (и девушка гордилась таковыми «навесками», представляя их на обзор, - потому что характер, тогда, у нее был бы иным… все-таки, искренне хочется в это верить). А так – никаких наград и прочих отличительных значков. Ольга Рептух очень хорошо справилась с ролью многогранной Светланы. Ведь даже просторечность («братик мой!», «ой, девчонки!» и др.) и неподкупная эмоциональность необычно гармонируют с ее «естественно-гламурным образом 40-х». Да и у Андрея Федорцова, возможно, это лучшая роль в кинематографических работах. После клоунообразного мента Васи из «улицы разбитых фонарей», его динамичный драматический сержант-сапер кажется совершенно раскрывающей талант актера. 

 

Также стоит отметить съемку, практически состоявшуюся без применения компьютерных спецэффектов. Блеклые гимнастерки, окопная грязь, камера, снимающая в темных тонах, реалистичность развалин, ржавых, от крови, бинтов – все это и многое другое создает реальность самой трагичной (и, во многом, неразгаданной) войны нашего народа в 20 веке.