Адмирал Нахимов

«Адмирал Нахимов» — художественный историко-биографический фильм на основе фактов биографии адмирала Нахимова, снятый режиссёром Всеволодом Пудовкиным.

 

Сюжет

 

Об адмирале П. С. Нахимове (1802—1855) — талантливом русском флотоводце, отличавшемся прогрессивными взглядами на военно-морское искусство. В Крымскую войну, командуя эскадрой, он разгромил турецкий флот в Синопском сражении (1853). В 1854—1855 успешно руководил героической обороной Севастополя. Смертельно ранен в бою.

 

В ролях

 

Алексей Дикий — Павел Степанович Нахимов

Евгений Самойлов — лейтенант Буронов

Владимир Владиславский — капитан Лавров

Всеволод Пудовкин — Меншиков

Николай Чаплыгин — Корнилов

Василий Ковригин — Пётр Иванович Барановский

Пётр Соболевский — Феофан Христофорович Острено

Леонид Князев — Пётр Кошка

Александр Хохлов — Наполеон III

Рубен Симонов — Осман-паша

Павел Гайдебуров — лорд Реглан

Борис Оленин — Жан-Жак Пелисье

Николай Бриллинг — капитан Эванс

Георгий Гумилевский — матрос

Константин Старостин — матрос

Эммануил Геллер — эпизод (нет в титрах)

 

Съёмочная группа

 

Автор сценария: Игорь Луковский

Режиссёр: Всеволод Пудовкин

Операторы: Анатолий Головня, Тамара Лобова, Борис (Абрам-Бер) Арецкий

Художник: Владимир Егоров, Михаил Юферов

Композитор: Николай Крюков

 

Призы

 

Премия МКФ в Венеции-47 за лучшие массовые сцены, почётный диплом за исполнение роли Нахимова (Алексей Дикий)

Особое упоминание МКФ в Локарно-47 — Анатолий Головня и Тамара Лобова признаны лучшими операторами

Сталинская премия I степени (1947, удостоены режиссёр Всеволод Пудовкин, оператор Анатолий Головня, сценарист Игорь Луковский, композитор Николай Крюков, актёры Алексей Дикий, Рубен Симонов, Леонид Князев)

 

Критика

 

Взять хотя бы фильм «Адмирал Нахимов». Пудовкин – способный постановщик и режиссер, дело знает, но на этот раз не удосужился как следует изучить дело. Он решил так: я – Пудовкин, меня знают, напишу и публика «глотнет», всякий фильм будут смотреть. Изголодались люди, любопытства, любознательности много и, конечно, будут смотреть. А между тем теперь у людей вкусы стали квалифицированнее, и они не всякий товар «глотнут». Люди начинают отличать плохое от хорошего и предъявляют новые требования. И если это дело пойдет дальше, а мы, большевики, будем стараться развивать вкусы у зрителей, я боюсь, что они кое-кого из сценаристов, постановщиков и режиссеров выведут в тираж. В фильме «Нахимов» тоже имеются элементы недобросовестного подхода постановщиков к изучению того предмета, который они хотели показать. На всяких мелочах отыгрываются, два-три бумажных корабля показали, остальное – танцы, всякие свидания, всякие эпизоды, чтобы занять зрителя. Это, собственно, не фильм о Нахимове, а фильм о чем угодно, с некоторыми эпизодами о Нахимове. Мы вернули фильм обратно и сказали Пудовкину, что он не изучил этого дела, не знает даже истории, не знает, что русские были в Синопе. Дело изображается так, будто русские там не были. Русские взяли в плен целую кучу турецких генералов, а в фильме это не передано. Почему? Неизвестно. Может быть, потому, что это требует большого труда, куда легче показать танцы. Одним словом, недобросовестное отношение к делу, за которое человек взялся, к делу, которое будет демонстрироваться во всем мире. Если бы человек себя уважал, он бы этого не сделал, он бы по-другому фильм поставил. Но Пудовкину, видимо, неинтересно, как о нем будут отзываться зрители и общественное мнение.

— Выступление Иосифа Сталина на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) по вопросу о кинофильме «Большая жизнь», 09.08.46 года