Адмирал Ушаков

«Адмира́л Ушако́в» — советский художественный историко-биографический фильм, посвящённый жизни и деятельности адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова (1745—1817).

 

Первая часть кинодилогии, снятой в 1953 году режиссёром Михаилом Роммом с актёром Иваном Переверзевым в главной роли. Фильм посвящён становлению российского флота на Чёрном море. Продолжение — фильм «Корабли штурмуют бастионы».

 

История создания

 

Фильм создан по инициативе командования советского ВМФ (Н. Г. Кузнецов) для заявления исторической роли адмирала Ф. Ф. Ушакова в истории российского флота, так как утверждение Ордена Ушакова как главного флотоводческого ордена вызвало множество вопросов в СССР. В составлении и корректировке сценария главную роль играло руководство ВМФ и МИД СССР (по вопросам внешней политики исторического периода). Съёмки проводились в крепости в Белгороде-Днестровском.

 

В этом фильме дебютировали в кинематографе актёры Владимир Этуш и Готлиб Ронинсон (в титрах не указан).

 

Сюжет

 

Действие фильма разворачивается в период правления императрицы Екатерины Великой. Капитан императорской яхты Фёдор Ушаков отказывается от придворной карьеры и испрашивает у государыни направления на строящийся Черноморский флот. С небольшим отрядом матросов и мастеровых он прибывает в Херсон на корабельные верфи. В это время на южных рубежах России свирепствует эпидемия чумы, среди рабочих зреет бунт. Тихон Прокофьев, по кличке Рваное ухо, беглый крепостной из имения Ушакова и соратник Пугачева, по наущению английского шпиона Орфано подстрекает народ уходить на Дон. Ушаков с матросами останавливает бунтовщиков, организует тушение верфей, подожжённых тем же шпионом. Личным примером убеждает главного местного лекаря Ермолаева остаться, привлекает на свою сторону Тихона, вводит строгий карантинный режим и побеждает чуму. Сын лекаря Ермолаева Виктор просит у Ушакова зачислить его на корабль, однако тот отказывает — но только потому, что кораблей ещё нет.

 

Одновременно со строительством флота начинается обучение экипажей кораблей. Во время учебных стрельб Ушакова отвлекает прибывший курьер — капитан Сенявин. Между ним и Ушаковым сразу возникает неприязнь. Между тем, Сенявин хотел сообщить, что на церемонию спуска кораблей на воду прибыл сам Потемкин. Глава адмиралтейств-коллегии граф Мордовцев также доносит Потемкину о нарушениях, допускаемых Ушаковым — обучение офицеров не по уставам, неортодоксальные тактические идеи… Несмотря на «неподобающее» поведение Ушакова, Потемкин благоволит ему, так как рассмотрел в нём потенциал талантливого флотоводца.

 

Во время церемонии спуска на воду линейного корабля «Святой Павел» Виктор Ермолаев, несмотря на протесты матери прорывается на корабль. К Орфано тем временем прибывает связной. Шпион находит Тихона и напоминает, что по-прежнему может выдать его.

 

Во время первого учебного плавания Ушаков теоретически прорабатывает свои идеи в области тактики морских сражений, при этом удивляя офицеров тем, что ставит свои силы в проигрышные условия — руководствуясь принципом «хочешь победы — полагай, что противник втрое сильнее, вчетверо».

 

1787 год. Екатерина II совершает путешествие в Крым. Потемкин прорабатывает сценарий мероприятий по этому поводу. Ушаков заявляет ему, что может похвастаться только усиленной выучкой личного состава. Потемкин, несмотря на внешнее возмущение, принимает решение удивить императрицу и послов европейских держав не помпезностью, а мощью. Во время встречи императрицы, Потемкин сначала «жалуется» на недостаток сил, действия турецких пиратов, использующих английское и французское вооружение. Послы Англии и Франции игнорируют заявления. Однако затем Потемкин демонстрирует собравшимся эскадру черноморского флота на севастопольском рейде. По сигналу Ушакова корабли начинают показательные стрельбы. Однако Ушаков, забывшись, выкрикивает «Молодец Васильев (старпом „Святого Павла“) — всем по чарке водки!». Несмотря на это, императрица производит командующего эскадрой графа Войновича в контр-адмиралы, а Ушакова — в бригадиры.

 

Лондон. Правительство Великобритании обеспокоено появлением российского флота на Чёрном море. Премьер-министр Уильям Питт занял антироссийскую позицию, по-своему понимая завещание своего отца о том, что у Британии не должно быть конкурентов на море. Выход Питт находит в объявлении России войны — но не Британией, а Турцией. Турецкий султан приказывает заключить посла России в Семибашенный замок и объявить России войну. В Крыму связной сообщает Орфано о начале войны. Одновременно с турецким десантом должно начаться подготовленное англичанами восстание крымских татар. Наиболее актуальная задача Орфано — избавиться от Ушакова. Он требует от Тихона Прокофьева убить Ушакова. Однако тот нападает на шпиона и избивает его, но оказывается вынужден ретироваться из-за появившихся матросов.

 

Орфано сообщает графу Мордовцеву, что Ушаков укрывает беглого каторжника. Мордовцев является на бал, который дает Потемкин с целью доложить об этом. Потемкин, тем временем, обсуждает с Ушаковым его идеи. Мордовцев собирается доложить о Тихоне, однако появившийся Сенявин докладывает, что Турция объявила России войну.

 

Турецкий и российский флоты впервые встречаются у острова Фидониси. Турки имеют явное преимущество в силах — 17 линейных кораблей против 2 российских. Однако Ушаков, командующий авангардом (линейный корабль «Святой Павел», фрегаты «Берислав» и «Стрела») уверен, что сможет добиться победы. Он убеждает Войновича разрешить ему действовать по усмотрению. Адмирал разрешает и отбывает на флагман. На просьбу Сенявина остаться, Ушаков отвечает отказом. Перед боем Тихон сознается Ушакову, что воевал с Пугачевым и является беглым каторжником, однако Ушаков закрывает на это глаза и приказывает ему занять свой пост.

 

Авангард отрывается от кордебаталии и начинает манёвр с целью охвата головы турецкой линии. Турки открываю огонь, однако беспорядочный и с неэффективной дистанции. Ушаков запрещает стрелять в ответ, пока корабли не сойдутся на минимальное расстояние. Турецкий капудан-паша приказывает готовится к абордажу, однако сойдясь, российские корабли открывают по турецкому флагману сокрушительный огонь. В результате маневра фрегатов турецкий флагман оказываемся под огнем с обоих бортов. Войнович, тем временем, лишь молится за то, чтобы «от турков без сраму уйти». Сенявин сообщает ему о дерзком маневре Ушакова. Несмотря на то, что Войнович одобряет манёвр с силу достигнутого результата, сам он предпочитает держаться линейной тактики, отсылает Сенявина и начинает молиться за успех Ушакова.

 

Сенявин прибывает в ставку с докладом для Потемкина, которого, однако, разбил приступ хандры. Пользуясь этим, Мордовцев пытается подложить ему донос на Ушакова — якобы тот распускает о Потемкине порочащие слухи. Потемкин безразлично относиться к «обвинениям» в злоупотреблении положением, однако обвинение в зависти к славе графа Суворова приводит его в бешенство. Однако Сенявин снова невольно спасает Ушакова, докладывая Потемкину об успехе при Фидониси, отчего тот «прощает» все обвинения, заявляя, что ему нужен флотоводец, а не ябедники, ни фискалы. Вместо доноса, он заставляет Мордовцева написать приказ о присвоении Ушакову звания контр-адмирала и назначении его командующим Севастопольской эскадрой. Войновича же он назначает начальником адмиралтейств-коллегии, а Мордовцева отправляет в продолжительный отпуск, якобы по болезни.

 

Ушаков, принимая командование эскадрой, испрашивает у Войновича разрешения применить ещё одно нововведение — резерв. Войнович отказывается, однако заявляет, что верным решением будет обратиться к Потемкину. Ушаков по совету Войновича заявляет Потемкину, что придумал эту идею, якобы следуя его наставлениям. Потемкин понимает, что идея принадлежит именно Ушакову и спрашивает, зачем тот так поступил — ведь создателем этой идеи провозгласят Потемкина, а не его. Ушаков отвечает, что ему нужна не слава, а способность бить противника.

 

1790. В сражении при Тендре Ушаков разбивает турецкий флот и захватывает корабль «Мелеки-Бахри». Находившиеся на турецких кораблях в качестве «наблюдателей» британские офицеры сообщают в адмиралтейство о тактике Ушакова. Молодые офицеры Эдвард Фут и Горацио Нельсон анализируют сражение при Тендре. Фут, как и большая часть британских офицеров, видят в нарушении Ушаковым правил лишь варварство и дикость, однако Нельсон разгадывает в «варварстве» новаторскую морскую тактику. Однако вмешавшийся адмирал напоминает Нельсону, на случай если тот когда-нибудь будет командовать эскадрой, о судьбе адмирала Бинга, расстрелянного за нарушение уставов адмиралтейства.

 

Турецкий султан и его приближенные обсуждают ситуацию. Турецкий флот разбит, несмотря на клятвы советников и обещания британцев. Султан спрашивает своих советников, чего ждать дальше — не того ли, что «Ушак-паша» откроет с Босфора огонь по его дворцу. Но прибывший из Алжира адмирал Сеид-Али обнадеживает султана. Со средиземного моря прибыли новые корабли — быстрее и мощнее русских. В бухте Калиакрии не видно воды от множества судов. Сеид-Али клянется султану привезти Ушакова в клетке.

 

Несмотря на уверенность своих офицеров, Ушаков серьезно готовится к предстоящему сражению. Пройдя под огнем береговых батарей, эскадра в походном ордере трех колонн обрушивается на турецкий флот. В ходе боя флагман Ушакова сближается с флагманом Сеида-Али. Ушаков замечает турецкого адмирала и, зная о клятве кричит ему: «Эй, Сеид-али-бездельник! Я отучу тебя, сукин сын, давать обещания султану!». Бой продолжается до глубокой ночи и заканчивается разгромом турецкого флота. Вскоре заканчивается и война. Однако, после смерти Потемкина Мордовцев становится командующим черноморским флотом. Граф исполнен решимости навести на флоте свои порядки — у офицера есть голос. У боцмана дудка. А матрос — только предмет для исполнения команд. Ушаков на его глазах обнимает своего матроса Ховрина и удаляется. Население Севастополя приветствует его как героя.

 

В ролях

 

Иван Переверзев — Фёдор Фёдорович Ушаков

Борис Ливанов — светлейший князь Потёмкин

Николай Свободин — Мордовцев (подразумевается Н. С. Мордвинов)

Николай Чистяков — Марко Иванович Войнович

Геннадий Юдин — Дмитрий Николаевич Сенявин

Владимир Дружников — Владимир Васильевич Васильев

Алексей Алексеев — Метакса

Сергей Бондарчук — Тихон Прокофьев

Михаил Пуговкин — Пирожков

Николай Хрящиков — Ховрин

Георгий Юматов — Виктор Ермолаев

Павел Волков — лекарь Ермолаев

Ольга Жизнева — Екатерина II

Вадим Васильев — султан Турции

Николай Волков— Уильям Питт

Иван Соловьёв — Горацио Нельсон

Владимир Этуш — Сеид-Али (дебютная кинороль актёра)

Павел Шпрингфельд — Орфано

Григорий Шпигель — Томас Грей

Вахтанг Туманов — Фут

Лев Фенин — Роберт Энсли

 

Не указаны в титрах:

 

Вячеслав Гостинский — Александр Дмитриевич Ланской

Пётр Репнин — придворный

Георгий Георгиу — турецкий посол

Пётр Соболевский — английский посол

Ян Янакиев — Сегюр, французский посол

Виктор Кулаков — Коровин, адъютант Войновича

Елена Максимова — Матрёна Ермолаева, жена лекаря

Виктор Авдюшко — солдат

Юрий Леонидов — матрос (нет в титрах)

Пётр Любешкин — Лепёхин

Георгий Шаповалов — офицер, руководящий учениями

Владимир Балашов — Григорий Григорьевич Белли

Эммануил Геллер — турецкий адмирал

Николай Кутузов — генерал

Андрей Файт

Галина Фролова — Мария Спиридоновна

Глеб Романов — эпизод

Владимир Осенев — горожанин

Готлиб Ронинсон — турок

 

Съёмочная группа

 

Режиссёр: Михаил Ромм

Автор сценария: Александр Штейн, Анатолий Виноградов

Композитор: Арам Хачатурян

Текст песен: Алексей Сурков

Операторы: Борис Арецкий, Борис Горбачёв, Иоланда Чен (Чен Ю-Лан), Александр Шеленков

Художники: Арнольд Вайсфельд, Алексей Пархоменко, Леван Шенгелия

Звукорежиссёр: Сергей Минервин

Художник по костюмам: К. Ефимов

Художник по гриму: А. Ермолов

Директор фильма: П. Данильянц

Второй режиссёр: В. Викторов

Комбинированные съёмки:

М. Семёнов — художник

Борис Арецкий — оператор

Борис Горбачёв — оператор

Д. Суллержицкий — эскизы кораблей

Консультации: И. С. Исаков — главный консультант, профессор, адмирал флота (с 1955 г. — адмирал флота Советского Союза).

 

Награды

 

Диплом лучшему иностранному фильму на кинофестивале в Виши (1954).

 

Историчность

 

Ушаков получает назначение на Черноморский флот (1783 год) сразу после отказа от должности капитана императорской яхты, тогда как после яхты в 1780—1782 гг. являлся командиром линейного корабля «Виктор», который участвовал в осуществлении политики «вооружённого нейтралитета» в составе эскадры на Средиземном море.

Г. А. Потёмкин изображён лишённым левого глаза, тогда как на деле не видел у него правый.

Один из главных действующих лиц — граф Мордовцев, по фильму президент Адмиралтейств-коллегии, в описываемое время не существовал (под ним, очевидно, подразумевается Н. С. Мордвинов).

Главой Адмиралтейств-коллегии с 1762 г. являлся наследник престола великий князь Павел Петрович, так что ни Мордвинов, ни Войнович не могли возглавлять её.

Турецкий султан один и тот же и в начале и в конце русско-турецкой войны 1787—1791 гг., тогда как до 1789 г. султаном был Абдул-Хамид I, а затем его племянник Селим III.

Турецкий султан обвиняет советников в том, будто они клялись, что скорее небо упадёт на землю и воды Дуная потекут вспять, чем его флот будет разгромлен. В действительности эта фраза была ответом начальника крепости Измаил Айдозле-Мехмет-паши на ультиматум Суворова перед штурмом.

В закадровом комментарии говорится о победе Ушакова при Синопе, которую одержал, как известно, не он, а П. С. Нахимов. Возможно, подразумеваются действия Черноморского флота у побережья Турции в 1789—1790 гг., когда был нанесён удар по ряду турецких портов, в том числе и по Синопу.

После взятия Измаила именно сильный флот остался последней надеждой Османский империи, так что ссылки на «разбитый флот» довольно странны.

Захваченный в сражении при Тендре турецкий линейный корабль «Мелеки-Бахри» изображён трёхдечным (то есть несущим не менее 90 орудий), тогда как в действительности это был двухдечный 66-пушечный корабль. Кроме того, «Мелеки-Бахри» был захвачен линейным кораблём «Мария Магдалина», а не «Святым Павлом». В фильме говорится о нескольких кораблях, пленённых при Тендре, причём на экране показывают линейные корабли, а таковой был захвачен один, «Мелеки-Бахри».

В сражении при Фидониси корабль Войновича «Преображение Господне» выиграл бой с двумя кораблями турецких вице- и контр-адмиралов и потопил турецкую шебеку, тогда как в фильме всё сражение вёл один Ушаков с авангардом, а Войнович только молился.

Марко Войнович показан человеком преклонного возраста, в действительности в описываемое время ему было около 40 лет, более того, он был на пять лет младше Ушакова. Н. К. Свободину, игравшему Мордовцева, было 55 лет, тогда как его прототипу Мордвинову даже в 1791 г., когда заканчивается действие фильма, — 37 лет.

Флагманским кораблём Ушакова в течение всего фильма является 66-пушечный «Святой Павел», тогда как уже в первом «самостоятельном» сражении в Керченском проливе его флагманом стал 84-пушечный «Рождество Христово».

Г. А. Потёмкин в фильме завидует славе А. В. Суворова, что не соответствовало действительности.

Сражение при Калиакрии показано как решительный разгром турецкого флота, хотя турки не потеряли ни одного корабля и смогли уйти благодаря конструктивному превосходству своих кораблей. Однако турецкий флот оказался сильно дезорганизован — бóльшая часть кораблей рассеялась по Румелийскому побережью, получив повреждения различной степени. Турецкий флагман затонул, уже дойдя до Константинополя, что произвело тяжёлое впечатление на обитателей столицы Османской империи.