Аэлита

Аэлита
Аэлита

«Аэлита» — классический советский немой художественный фильм Якова Протазанова, вольная экранизация одноимённого фантастического романа А. Н. Толстого. В фильме используется музыка Скрябина, Стравинского, Глазунова. Премьера состоялась в Москве в электротеатре «Арс» 25 сентября 1924 года.

 

Первый советский фильм из жанра научной фантастики.

 

В качестве литературной основы был взят опубликованный незадолго до того и пользовавшийся популярностью у читателя одноименный роман Алексея Толстого. Несколько расплывчатый идейно, роман строился на оригинальной фабуле (межпланетная экспедиция) и давал интересный и разнообразный материал для создания занимательного кинозрелища. В нем причудливо переплетались сочные бытовые сцены московской жизни первых лет нэпа с фантастическими эпизодами - полетом на Марс, встречей "земного" инженера с правительницей Марса Аэлитой, попыткой восстания "пролетарской части" марсиан против своих угнетателей и его разгромом. Роман завершался благополучным возвращением межпланетной экспедиции на Землю.

 

На вторых и третьих экранах фильм провалился. Еще меньший успех ждал "Аэлиту" за границей. Фильм не был принят ни критикой, ни зрителем.

 

«Аэлита» была первым фильмом Якова Протазанова после возвращения из эмиграции.

 

Марсианские декорации были выполнены Виктором Симовым в духе конструктивизма, а дизайн костюмов разработан художниками по костюмам МХАТа Исааком Рабиновичем и Александрой Экстер при участии Надежды Ламановой.

 

Организаторы первой в СССР экспериментальной мастерской по мультипликации при Государственном техникуме кинематографии Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко и Юрий Меркулов предлагали Протазанову ввести в фильм мультипликационные эпизоды, но режиссёр на такой эксперимент не пошёл. В итоге подготовленные эскизы были использованы для создания научно-фантастического мультфильма «Межпланетная революция» (1924).