В зоне особого внимания

«В зоне особого внимания» — остросюжетный фильм режиссёра Андрея Малюкова 1977 года. Первая часть дилогии про учения советских десантников, продолженная фильмом «Ответный ход».

 

Сюжет

 

В ходе военных учений штаб гвардейского воздушно-десантного полка «Южных» разрабатывает план наступательной операции. «Южные» имеют информацию о примерном местонахождении замаскированного командного пункта (ЗКП) условного противника и планируют, условно уничтожив его, нарушить управление обороной «Северных», что значительно облегчит наступление.

 

В тыл «Северных» забрасываются три разведывательно-диверсионные группы, которые должны устроить диверсии на объектах условного противника с целью отвлечь его внимание, а затем попытаться обнаружить ЗКП в течение двух суток, оставшихся до начала запланированной наступательной операции. Десантники выполняют задание в условиях, максимально приближённых к боевым. «Северные» под руководством майора Морошкина обезвреживают две группы «Южных», но командир третьей группы — лейтенант Тарасов — отказывается выполнять приказ штаба об атаке склада с горючим, разумно предполагая, что там их ожидает засада, и решает двигаться к военному городку ракетчиков. Это приводит к конфликту с прапорщиком Волентиром, которого молодой и неопытный Тарасов сменил на посту командира взвода. Тарасов отправляет Волентира с бойцом на атаку склада, где они действительно едва не попадают в засаду.

 

Диверсанты успешно проводят отвлекающую операцию в городке ракетчиков, после чего, передохнув в домике лесника — родственника одного из бойцов, — отправляются в марш-бросок к предполагаемому месту расположения ЗКП. По дороге они находят тела жертв нападения банды вооружённых рецидивистов, сбежавших из колонии усиленного режима. Рискуя сорвать задание, Тарасов выходит на милицейскую волну и сообщает о происшествии; группа продолжает движение, тогда как Волентир остаётся с ранеными. Дождавшись помощи, прапорщик возвращается к леснику, чтобы одолжить у него мотоцикл и догнать Тарасова. В доме лесника он застаёт беглых заключённых и обезвреживает их.

 

Тем временем «Северные» окружают группу Тарасова, но разведчикам удаётся пройти через болота к крепости, где они обнаруживают командный пункт, который, однако, оказывается бутафорским. По совету вновь присоединившегося к группе Волентира Тарасов ведёт разведчиков вдоль тянущегося от КПП кабеля связи, который и приводит их к настоящему замаскированному командному пункту. Группа передаёт его координаты своему командованию, тем самым выполнив поставленную задачу. В указанное место высаживается десант, который захватывает и «уничтожает» ЗКП; наступление «Южных» начинается.

 

За двое суток Волентир и Тарасов на деле узнают настоящую цену друг друга: Тарасов видит в прапорщике преданного делу бойца и надёжного товарища, а Волентир признаёт за молодым лейтенантом талант командира и разведчика.

 

Съёмочная группа

 

Режиссёр-постановщик: Андрей Малюков

Автор сценария: Евгений Месяцев

Оператор-постановщик: Игорь Богданов

Художник-постановщик: Совет Агоян

Композитор: Марк Минков

Текст песни: Игорь Шаферан

Монтаж: Мария Сергеева

Директор: Виталий Богуславский

 

Награды

 

1977 — Главный приз за режиссуру (А. Малюков). Фестиваль молодых кинематографистов студии «Мосфильм»

1978 — Главный приз фильму. Фестиваль молодых кинематографистов Москвы, посвящённый 60-летию комсомола

1978 — Серебряная медаль имени Александра Довженко (награждены сценарист Е. Месяцев, режиссёр А. Малюков, оператор И. Богданов, актёры Б. Галкин и М. Волонтир)

1980 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (те же, но без Б. Галкина)

 

Интересные факты

 

По словам исполнителя главной роли, Бориса Галкина:

«…история, рассказанная в фильме, — абсолютная правда. Был реальный случай, когда во время учений прапорщик и офицер с двумя солдатами обезвредили банду бежавших из колонии рецидивистов. Военный журналист Евгений Месяцев, проведя собственное журналистское расследование, написал об этом сначала блестящий репортаж, а затем и киносценарий.»

Разведчики ВДВ в действительности не носят голубые береты на задании, но, по словам режиссёра фильма А. И. Малюкова, командующий ВДВ генерал В. Ф. Маргелов лично потребовал, чтобы именно эти головные уборы присутствовали в фильме:

«…Маргелов категорически, в свойственных ему ярких и сочных выражениях, объяснил мне, что он за голубой берет готов порвать глотку каждому. И голубой берет обязательно должен быть на головах наших героев. [...] А голубой берет, конечно, это яркое пятнышко и по законам разведки, это не должно было быть, но здесь это некий символ рода войск.»

В фильме самолёты не имеют опознавательных знаков. В военно-транспортной авиации ВВС использовались Ил-76 в ливрее и с бортовыми номерами «Аэрофлота», но демонстрировать это было недопустимо; поэтому кадры с самолётами ретушировались вручную:

«Командующий ВТА выделил нам этот витебский полк для съёмок, он и снимался. И это была, конечно, мощь. Взлетал полк весь, машина за машиной. Сначала загружался весь десант — техника, личный состав. Потом он пошёл на взлёт и это было грандиозное зрелище.

А когда мы смонтировали, пришёл офицер, по-моему подполковник, или даже майор — военный цензор […] Достал брошюрку и показывает: «Видите, утверждено Верховным советом, и написано, что самолёты, раскрашенные в цвета „Аэрофлота“ (а все Илы были раскрашены в цвета „Аэрофлота“ с флагом на хвосте), не могут участвовать в военных мероприятиях. Вот если мне отменит Верховный совет эту строчку — я разрешу. А пока выбросить».

И весь этот мощнейший, самый дорогостоящий эпизод вылетел из картины. А оставшиеся кадры, тогда же не было компьютеров, цех комбинированных съёмок сидел и по кадрику замазывал флаги и надписи «Аэрофлот» на самолётах которые, всё-таки, остались, для того чтобы связать сюжет. Поэтому пристальный глаз зрителя может увидеть там такое сопливое пятно вместо хвоста. Это адова работа! И ничего сделать было нельзя.»

 

Много отснятого материала не попало в фильм, в том числе по соображениям секретности. В дальнейшем эти плёнки были утилизированы, поэтому выход режиссёрской версии фильма принципиально невозможен.

Группа Тарасова оснащена малогабаритной радиостанцией Р-126, которая демонстрирует совершенно невозможные для неё свойства: обеспечивает связь на сотни километров, принимает вещательные станции, служит радиомаяком и даже пеленгатором. В то же время она перестраивается на другую волну от лёгкого толчка, что немыслимо для военной аппаратуры.

В конце фильма звучит «Песня десантников» («Лишь недавно учились мы…») (музыка М. Минкова/слова И. Шаферана) в исполнении Вадима Козина, написанная ещё в 1970 г. и тогда же спетая Эдуардом Лабковским.

В сцене, где прапорщик вступил в рукопашную с группой сбежавших уголовников, в кадре можно рассмотреть известного мастера единоборств Тадеуша Касьянова. Кроме этого, Касьянова отчётливо видно пробегающим по коридору в конце фильма, при захвате ЗКП.

Эпизод, когда группу Тарасова окружают в болоте и через громкоговорители предлагают сдаться, практически дословно воспроизведён в телесериале «Диверсант». Отличие только в том, что в «Диверсанте» немцы крутят не песню А. Пугачёвой, а «Лили Марлен» в исполнении Лале Андерсен, а командира разведгруппы играет Галкин-младший.

Исполнитель роли радиста Игорь Иванов не участвовал в озвучке фильма по причине того, что сразу после съёмок фильма был призван в армию. В дальнейшем в кино он снимался только в эпизодических ролях, но в качестве второго режиссёра снял множество известных фильмов.

Герои фильма лейтенант Тарасов и прапорщик Валентир встречаются в компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти.

Актер Михаил Чигарев в этом фильме играет гвардии старшего лейтенанта Кирикова, а в фильме «Ответный ход» − другого персонажа: начальника штаба гвардии подполковника Кочубу.

После выхода фильма в прокат конкурс в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище вырос до 20 человек на место.