Земля Санникова

«Земля́ Са́нникова» — советский художественный фильм, снятый в 1972—1973 годах на киностудии «Мосфильм» по мотивам романа Владимира Обручева «Земля Санникова» режиссёрами Альбертом Мкртчяном и Леонидом Поповым. Широкоформатный, продолжительность — 1 час 32 минуты.

 

История создания

 

Идея снять фильм по роману Владимира Обручева принадлежала руководству «Мосфильма». Сценарий был написан Владиславом Федосеевым. Режиссёров было два, ими были выбраны дебютанты кинорежиссуры Альберт Мкртчян и Леонид Попов. А. Мкртчян решил радикально переработать сценарий и обратился за этим к Марку Захарову, который в то время активно занимался публицистикой, например, именно Захаров написал тексты писем Сухова («Белое солнце пустыни»). Марк Захаров даже не прочёл роман Владимира Обручева, а на замечание Мкртчяна ответил: «Ты мне обрисуй тему и что ты хочешь увидеть». Альберт Мкртчян вспоминал:

 

"Мы ведь написали совсем другую историю, к сюжету Обручева она почти не имеет отношения. Единственное, что осталось от автора, — это идея: неизвестная земля, которую надо открыть."

 

Первоначально к участию в фильме планировалось привлечь Владимира Высоцкого (на роль Крестовского) и Марину Влади (на роль невесты Ильина). Высоцкий был очень вдохновлён сюжетом и написал к фильму три песни: «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые». Однако на радио «Немецкая волна» прошла передача с записями песен В. Высоцкого. В контексте этой передачи Высоцкий был представлен бунтарём и диссидентом. Дорога к съёмкам в «Земле Санникова» Высоцкому и Влади была закрыта.

 

В спешном порядке на роль Крестовского был приглашён Олег Даль. Он приехал на съёмки в Зеленогорск в жутком настроении и в «разобранном» состоянии.

 

На роль одного из героев фильма — Губина (беглого политического каторжанина) — был утверждён Сергей Шакуров. Он и стал катализатором разногласий актёрского состава с режиссёрами фильма. Конфликт разгорелся на фоне того, что актёры считали режиссёров дилетантами, не умеющими снимать кино. Сергей Шакуров в открытую шёл на конфликт и в итоге отказался выполнять установки режиссёров. К этому бунту присоединились Владислав Дворжецкий и Олег Даль. Георгий Вицин в этой ситуации выдерживал нейтральную позицию, но всё же подписал общую с актёрами-бунтовщиками телеграмму, отправленную руководству «Мосфильма»:

 

«Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров»

 

Актёры требовали заменить двух, по их мнению, непрофессионалов на одного нормального режиссёра. Однако руководство «Мосфильма» заняло принципиальную позицию — не менять режиссёров. Переговоры с актёрами шли месяц. Переубедить удалось всех, кроме Сергея Шакурова. В итоге он получил выговор и был снят с роли. На его место был приглашён Юрий Назаров, но в эпизоде передачи воды Ильину видно лицо Сергея Шакурова, хоть в титрах его фамилии и нет.

 

Влад и Олег меня предали: они согласились работать дальше. Я пошёл до конца и написал заявление. По моему поводу было два худсовета на «Мосфильме». Но я уже не мог отказаться, остановиться. Это было бы вопреки моему разуму, который мне в тот момент говорил: «Ты что, Сергей, делаешь?» Но у меня, кроме бешенства, ничего не было. А после бешенства наступила апатия. Я вырубил этих двух людей из своей жизни — Даля и Дворжецкого…

 

С воодушевлением отнёсся к сценарию фильма исполнитель главной роли Владислав Дворжецкий, надеявшийся на то, что она станет одной из лучших в его послужном списке.

 

В первом варианте песни в исполнении героя Олега Даля — Крестовского исполнил сам актёр, но, когда фильм сдавался худсовету «Мосфильма», было принято решение переозвучить эти песни. Для перезаписи пригласили популярного в то время певца Олега Анофриева. Олег Анофриев перезвонил Олегу Далю и спросил у него разрешения. Даль ответил: «Записывайся».

 

Сюжет

 

Ссыльный поселенец Александр Петрович Ильин уговаривает золотопромышленника Трифона Степановича Перфильева, прииск которого оскудевал, снарядить экспедицию на поиски Земли Санникова — легендарной тёплой земли где-то за Полярным кругом. Перфильев, надеющийся, что эта земля богата золотом, соглашается. Далее начинаются трудные поиски команды — смельчаков находится немного. В результате на борту судна оказываются Александр Ильин, офицер-авантюрист Евгений Крестовский, слуга золотопромышленника Игнатий, которому даётся задание убить всех участников экспедиции в случае нахождения золотых россыпей, и Губин — беглый каторжник-террорист, бывший врач. После долгого путешествия, чуть было не замёрзнув в пути, первооткрыватели всё-таки добираются до вулканической земли, где они встречают аборигенов — племя онкилонов, где они подружились с вождём племени, но не поладили с шаманом, увидевшим в них угрозу своей власти. В результате одной из провокаций шамана возникает конфликт, и Игнатий стреляет в воздух. Это нарушает и без того хрупкий природный баланс и вызывает землетрясение, после которого вулкан остывает, земля начинает замерзать, и всё живое на ней ждёт гибель. Губин остается с онкилонами, чтобы помочь им перезимовать, Игнатий погибает от рук слуги шамана, Крестовский и Ильин идут за помощью на Большую землю. Крестовский жертвует собой, чтобы спасти друга, и до Большой земли добирается только Ильин, которого почти без сил находят в ледяной пустыне якуты-охотники.

 

Факты

 

В фильме звучат песни Александра Зацепина на слова Леонида Дербенёва. В советские годы песня «Есть только миг» критиковалась. В частности, газета «Труд» от 3.06.1983 опубликовала статью «Есть только миг?», где говорилось, что песня эта, в сущности — о слабых людях, которые только ноют, что жизнь быстротечна, и заботятся лишь о собственной судьбе. Утверждалось, что это откровенная пошлость, облечённая, к сожалению, в красивую мелодию, и потому легко запоминающаяся, тревожащая юные души ложной романтикой, мещанскими представлениями о счастье.

В 1974 году фильм посмотрели более 41 миллиона зрителей.

В исполнении трюка подъёма Крестовского на колокольню принимали участие ленинградские альпинисты. Во время съёмки данной сцены оператор заметил, что в кадр попали телевизионные антенны на крышах соседних домов. Пришлось членам съёмочной группы подниматься на крыши и сваливать все антенны. В это время шёл футбольный матч, показ футбола по телевизору был прерван, и разъярённые жители выскочили на улицу. Для того чтобы погасить скандал, местным жителям по указанию режиссёра было выдано по 100 рублей.

 

Съёмки фильма

 

Для натурных съёмок использовались достаточно экзотические места: ледовый поход снимали на Финском заливе, а Землю Санникова — в Долине Гейзеров (Кроноцкий заповедник на Камчатке). Сцену подъема Крестовского на колокольню снимали в Выборге, на Часовой башне.

Сцена прощания Ильина с невестой и отплытие экспедиции снимались в парке Монрепо, на фоне островов Былинный и Людвигштайн, г. Выборг.

Сцена жертвоприношения оленей на плоту снималась в Кабардино-Балкарии, на озере Шэдхурей, близ с. Каменномостское.

Сцена очищения соплеменницы шаманом снималась в Чегемском ущелье Кабардино-Балкарии у воподопадов близ с. Хуштосырт

Несколько сцен было снято в Крыму (Никитская расщелина).