Ирония судьбы, или С лёгким паром!

 «Иро́ния судьбы́, и́ли С лёгким па́ром!» — советский двухсерийный телевизионный фильм режиссёра Эльдара Рязанова, созданный в 1975 году и впервые показанный в СССР 1 января 1976 года в 17:45 по первой программе ЦТ. В настоящее время фильм показывается каждый год 31 декабря на Первом канале.

 

Аудитория первого показа оценивается в 100 миллионов зрителей; уже 7 февраля фильм повторили по многочисленным просьбам зрителей. До 1978 года, согласно Фёдору Раззакову, фильм «по ТВ посмотрели порядка 250 миллионов человек».

 

Фильм шёл и в кинотеатрах (заниженный тираж в 295 копий, около 7 миллионов зрителей).

 

В 1977 году был удостоен Государственной премии СССР.

 

История создания

 

Фильм является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» (отсюда и позаимствована вторая часть названия фильма). Эта пьеса написана в 1969 году и к моменту постановки фильма с успехом шла в нескольких театрах по всему Советскому Союзу. Она имеет схожий с фильмом сюжет.

 

Осенью 1975 года, незадолго до официальной телевизионной премьеры, фильм посмотрели телезрители Грузии в рамках программы Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов (проходившего в Тбилиси), на котором картина заняла первое место. С «Иронии судьбы» в творчестве Рязанова начался период фильмов, в которых соединяются комическое и серьёзное, которые приближаются к мелодраме и даже к трагикомедии (предшественник этого периода, по мнению режиссёра, — «Берегись автомобиля»).

 

Новеллизация

 

Существует новеллизация (драма с развёрнутыми ремарками) «Иронии судьбы», которая опубликована в составе различных сборников из новеллизаций фильмов Эльдара Рязанова. В ней присутствуют несущественные отличия от фильма, например, наличествует сцена, в которой Женя оказывает медицинскую помощь матери Нади, когда той становится плохо с сердцем.

 

Сюжет

 

Фильм начинается с сатирической мультипликационной заставки о создании и повсеместном распространении типовых архитектурных проектов, формирующих однотипную застройку в различных городах страны (автор и художник мультипликации — Виталий Песков).

 

Москва, новостройка. 36-летний хирург, закоренелый холостяк Евгений Михайлович Лукашин намеревается встречать Новый год со своей невестой Галей в квартире, недавно полученной по адресу: 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12. Собираясь сделать Гале в новогоднюю ночь предложение, он рассказывает ей о том, что как-то уже сватался за одну женщину, но потом резко передумал жениться и сбежал в Ленинград.

 

Галя собралась уходить, чтобы вечером вновь вернуться к Лукашину на встречу Нового года. В знак своих серьёзных намерений Женя даёт Гале ключи от новой квартиры. Перед встречей Нового года Женя и его друзья — Павлик, Саша и Миша — по давно сложившейся традиции отправляются в баню. Там они изрядно выпивают, а потом отправляются в аэропорт провожать Павлика, который должен лететь к своей жене в Ленинград. Однако в самолёт пьяные Саша и Миша по ошибке отправляют полусонного Женю.

 

Проснувшись уже в ленинградском аэропорту, он берёт такси и называет свой московский адрес, по которому в Ленинграде расположен точно такой же типовой дом, как и в Москве. Таким образом, Женя поднимается в квартиру, которую считает своей, и открывает типовой замок ключом от московской квартиры. Также в квартире с типовой советской мебелью после новоселья царит беспорядок, и ничего не подозревающий, обессилевший от долгого дня и алкоголя Женя засыпает.

 

Спустя некоторое время в квартиру возвращается живущая здесь учительница русского языка и литературы, 34-летняя Надежда Васильевна Шевелёва, которая готовится встретить Новый год со своим женихом Ипполитом Георгиевичем. Она с ужасом обнаруживает в своём доме спящего незнакомца и пытается разбудить и выгнать его до прихода Ипполита. Женя всячески сопротивляется: с его точки зрения, посторонняя женщина ворвалась в его квартиру и по неизвестной причине прогоняет его.

 

В результате суматошного объяснения и взаимного предъявления паспортов выясняется правда: Галя ждёт Женю в Москве, а он находится в Ленинграде, куда в прошлом уже сбежал от предыдущей невесты. Пришедший Ипполит устраивает Наде сцену ревности, и Женя уходит. Однако вскоре он обнаруживает, что денег на билет до Москвы у него нет, и поэтому возвращается, чтобы попросить взаймы. Надя соглашается помочь ему. У Ипполита это вызывает новую вспышку ревности, и в гневе он уходит.

 

Женя безуспешно пытается догнать Ипполита. Надя разрешает протрезвевшему Жене остаться, чтобы он смог дозвониться до Гали и объяснить ей происходящее. Но когда он наконец дозванивается до любимой, та не хочет его слушать. Вынужденно находясь в одной квартире, герои постепенно начинают проникаться друг к другу симпатией. После этого возвращается Ипполит.

 

Из-за того, что Женя всё ещё тут, дело доходит до драки. Надя выгоняет их из дома, но Женя, забывший портфель с банным веником, снова возвращается, и Надя сама предлагает ему остаться. Затем приходит уже пьяный Ипполит и, поев, выпив и приняв душ прямо в одежде, разъясняет обоим, что за такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое очень трудно. После этого он уходит насовсем.

 

Потрясённая словами Ипполита, Надя считает, что у них с Женей нет будущего, а произошедшее было только игрой, и Женя возвращается самолётом в Москву, предварительно прихватив фотографию Нади. Но Надя обнаруживает, что Женя опять забыл портфель с веником, и поняв, что это судьба, в тот же день прибывает в Москву, чтобы навсегда остаться с любимым.

 

В ролях

 

Андрей Мягков — Евгений Михайлович Лукашин, хирург (вокал — Сергей Никитин)

Барбара Брыльска — Надежда Васильевна Шевелёва, учительница русского языка и литературы (озвучивание — Валентина Талызина, вокал — Алла Пугачёва)

Юрий Яковлев — Ипполит Георгиевич, жених Нади

Любовь Добржанская — Марина Дмитриевна Лукашина, мама Жени

Ольга Науменко — Галя, невеста Жени

Лия Ахеджакова — Таня, подруга и коллега Нади

Валентина Талызина — Валя, подруга и коллега Нади

Александр Ширвиндт — Павлик, близкий друг Жени/голос за кадром в начале фильма

Георгий Бурков — Мишка, друг Жени

Александр Белявский — Саша, друг Жени

Любовь Соколова — Ольга Николаевна Шевелёва, мама Нади[8]

Готлиб Ронинсон — пассажир из Красноярска, ожидающий посадки на самолёт

Не указанные в титрах

Эльдар Рязанов — пассажир самолёта

 

Съёмочная группа

 

Авторы сценария: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов

Режиссёр: Эльдар Рязанов

Оператор: Владимир Нахабцев

Художник: Александр Борисов

Звукооператор: Юрий Рабинович

Композитор: Микаэл Таривердиев

Мультипликационная заставка в начале фильма: Виталий Песков 

Директор картины: Лазарь Милькис