Космический рейс

Кадр из фильма "Космический рейс" 1935
Кадр из фильма "Космический рейс" 1935

 «Космический рейс» — советский научно-фантастический фильм о покорении космоса, созданный киностудией «Мосфильм» в 1935 году. Премьера состоялась 21 января 1936 года. Сценарий фильма был написан при участии и научном консультировании Константина Эдуардовича Циолковского, сказавшего о фильме:

«Шире литературы влияние кинофильмов. Они нагляднее и ближе к природе, чем описание. Это высшая форма художественности. В особенности, когда кино овладело звуком. Мне кажется, что со стороны Мосфильма и тов. Журавлёва большим геройством то, что они взялись осуществить фильм «Космический рейс». И нельзя не высказывать большого удовлетворения этой работой.»

 

Благодаря участию К. Циолковского, научная сторона фильма была почти безупречной. Кроме устаревших деталей (старт с эстакады, противоперегрузочные ванны), всё остальное впечатляет и сегодня. В передаче «Очевидное — невероятное» режиссёр фильма Василий Журавлёв сказал, что в его памяти отложилось произведение Жюля Верна «Из пушки на Луну» и повлияло на появление у него идеи создания фильма.

 

Сюжет

 

Лето 1946 года. В московском Институте межпланетных сообщений проводятся первые опыты по подготовке полета на Луну. Первые опыты не приносят успеха. Запущенный в космос кролик гибнет в полёте. Вторая ракета с кошкой на борту бесследно исчезает. Тем временем, на Луну на гигантском космическом ракетоплане «Иосиф Сталин» отправляется его создатель академик Павел Иванович Седых вместе со своими спутниками: Мариной — ассистентом профессора Карина и пробравшимся на корабль в последний момент перед стартом юным изобретателем Андрюшей Орловым. Путешественники прилуняются на обратной стороне Луны, откуда перебираются на видимую с Земли сторону и подают сигнал в виде слова СССР, который успешно принимают с помощью телескопов земляне. У них возникает проблема с кислородом для дыхания, но они находят замороженные остатки лунной атмосферы, с помощью которых решают эту задачу. По-воробьиному попрыгав (особенность передвижения, рекомендованная Циолковским) по Луне, благополучно возвращаются на Землю. Вместе с ними возвращается кошка — найденная и спасённая пассажирка пропавшей второй ракеты.

 

Фильм немой, но диалоги в титрах заслуживают отдельного внимания.

 

— Марина! Я предлагаю Вам со мной полететь на Луну!

— На Луну?! Я готова!

Собрался мой старик на Луну, там мороз минуc 270 градусов, а валенки забыл!

На пятой минуте полёта, за 80 км от Земли, академик Седых выключил взрывы и в тот же миг астронавты потеряли весомость.

— Будьте осторожны! Помните, что вы стали невесомы!

— Товарищи! У нас тут авария, а вы от меня скрываете! Что я — маленький?

 

Технические особенности

 

Для съёмки сцен в невесомости впервые были использованы специальные технические средства, разработанные оператором-постановщиком Александром Гальпериным совместно с будущим крупнейшим конструктором авиадвигателей Александром Микулиным. В декорации кабины космического корабля был построен специальный операторский кран. На специальной площадке крана, которая могла свободно двигаться в горизонтальном и вертикальном направлениях, размещались актёр и киносъёмочный аппарат с кинооператором. За счёт свободы движения и наклонов площадки удавалось отснять средние и крупные планы актёров на движущемся фоне.

 

Для съёмки имитации невесомости с вращением персонажа была построена другая установка, в которой подвижный фон вращался относительно неподвижно подвешенного актёра синхронно с камерой, также установленной на поворотной платформе. Трос с резиновым амортизатором, использовавшийся для подвески актёров, окрашивался в цвет фона для маскировки. Полученные кадры оказались настолько достоверными, что спустя несколько десятилетий настоящие космонавты были восхищены изображением невесомости. Космонавт Георгий Береговой сказал после просмотра фильма:

 

«На нас потрясающее впечатление произвело «плавание» экипажа в состоянии невесомости: всё было снято настолько точно, что можно было принять кадры ... за документальные, снятые внутри «Салюта».

 

В ролях

 

Комаров, Сергей Петрович — академик Седых

Василий Ковригин — профессор Карин

Николай Феоктистов — аспирант института Виктор Орлов

Василий Гапоненко — Андрюша Орлов

Ксения Москаленко — Марина, ассистент профессора Карина

Сергей Столяров — начальник старта (нет в титрах)

 

Съёмочная группа

 

Режиссёр — Василий Журавлёв

Сценарий — Александр Филимонов при участии и научном консультировании К. Э. Циолковского.

Музыкальное оформление — В. Кручинина

Операторы — А. Гальперин, И. Шкаренков

Звукооператор — А. Западенский

Художники — Алексей Уткин, Юрий Швец, Михаил Тиунов

Директор — Борис Шумяцкий

 

Интересные факты

 

Специально для съёмок картины К. Э. Циолковский сделал 30 чертежей ракетоплана. Позже эти рисунки были объединены в «Альбом космических путешествий», изданный в 1947 году. Альбом можно виртуально перелистывать и подробно рассматривать.

 

Фильм «Космический рейс» стал дебютом в кино известного актёра Сергея Столярова, сыгравшего начальника старта.

 

Ротоскопированные кадры из фильма были использованы в мультфильме «Полёт на Луну».

 

В 1983 году в рамках цикла «Сегодня мы смотрим старые фильмы» вышла телепередача «Очевидное — невероятное», полностью посвящённая фильму «Космический рейс». В ней участвовали Сергей Петрович Капица, режиссёр фильма Василий Николаевич Журавлёв и космонавт Николай Николаевич Рукавишников, см. в разделе «Ссылки» ниже.

 

На французском сайте project.mettavant.fr подробно описана история создания фильма (на французском языке). Приведена переписка и фотографии встреч с К. Э. Циолковским, консультировавшим фильм. На фотографии первой встречи с Циолковским осенью 1933 года: Виктор Шкловский (писатель и киносценарист), Василий Журавлев (режиссёр), Лев Инденбом (директор картины) и Вера Кузнецова (ассистент-стенографистка). Опубликовано даже извещение Л. А. Инденбома от 14 марта 1934 г. о перечислении К. Э. Циолковскому тысячи рублей за очередную консультацию. Интересно сопоставление фильма «Космический рейс» с аналогичным немецким фильмом Фрица Ланга (Fritz Lang) «Женщина на Луне» («Frau im Mond»), вышедшим раньше, в 1929 г.: цель полёта в немецком фильме — поиски золота на Луне, тогда как в советском фильме целью полёта было исследование Луны и космоса. Есть и другие о многом говорящие отличия двух фильмов.

 

По воспоминаниям Василия Журавлёва:12, при подготовке к созданию фильма идея пригласить Циолковского консультантом пришла к нему после просмотра кинохроники о Калуге «днями ранее». Не зная адреса Циолковского, Журавлёв просто указал в телеграмме: «Калуга, К. Э. Циолковскому». Через несколько дней Журавлёв получил бандеролью книгу К. Э. Циолковского «Вне земли» и письмо с согласием участвовать в проекте. Через две недели Журавлёв со своими коллегами поехал в Калугу, на встречу с К. Э. Циолковским. 

 

В фильме на панораме Москвы видно огромное здание Дворца Советов.