Малыш и Карлсон

 «Малыш и Карлсон» — советский рисованный мультипликационный фильм. Экранизация по мотивам первой части одноимённой трилогии Астрид Линдгрен. Один из наиболее популярных мультфильмов режиссёра Бориса Степанцева. Первое применение электрографии в советской мультипликации.

 

Мультфильм был выпущен в 1968 году. В 1970 вышла вторая часть — «Карлсон вернулся». Переговоры о выпуске третьей части ведутся компанией «Союзмультфильм» с наследниками Астрид Линдгрен с 2013 года.

 

илетний мальчик, младший ребёнок в семье, скучает в одиночестве, когда к открытому окну его комнаты неожиданно подлетает человечек с пропеллером на спине и представляется: «Я — Карлсон, который живёт на крыше».

 

Создатели

 

Сценарий: Борис Ларин

Режиссёр: Борис Степанцев

Художники-постановщики: Анатолий Савченко, Юрий Бутырин

Композитор: Геннадий Гладков

Оператор: Михаил Друян

Ассистент оператора: Н. Наяшкина

Звукооператор: Борис Фильчиков

Ассистент режиссёра: Е. Шилова

Монтажёр: В. Турубинер

Художники-мультипликаторы: Юрий Бутырин, Рената Миренкова, Ольга Орлова, Виктор Шевков, Светлана Жутовская, Анатолий Солин, Олег Сафронов, Виктор Лихачёв, Антонина Алёшина, Мстислав Купрач

Художники: Гелий Аркадьев, Николай Ерыкалов, Ирина Светлица, Елена Танненберг, Инна Пшеничная, Л. Рыбчевская

Редактор: Раиса Фричинская

Директор: А. Зорина

 

Роли озвучивали

 

Клара Румянова — Малыш.

Василий Ливанов — Карлсон / папа Малыша.

Валентина Леонтьева — мама Малыша.

Мария Виноградова — мальчик-драчун, хозяин щенка (в титрах не указана).

 

Награды

 

1970 — 1-я премия по разделу мультипликационных фильмов на IV ВКФ в Минске.

 

О фильме

 

В одном из интервью с художником А. М. Савченко, постановщиком ряда мультипликационных фильмов Б. Степанцева, он рассказал о создании образа главного героя фильма:

 

Вопрос: Анатолий Михайлович, а кто придумал образ Карлсона?

Ответ: Карлсон целиком и полностью моё изобразительное решение. Передо мной был только текст и больше ничего. Как и во всех остальных случаях, я сделал раскадровку фильма, нарисовал персонажей, а потом сдал свою работу творческой группе. Её приняли и приступили к съёмкам. Художник всегда творит с пустого места, из ничего, работает только его фантазия. Именно от него зависит изобразительный ряд всего фильма. Но, к сожалению, в кино по именам знают только режиссёров и все удачи приписывают им одним. А ведь без художника мультипликации нет и не может быть.

 

Вопрос: А Ливанова на роль Карлсона кто нашёл?

Ответ: Случай. Здесь тоже пробовались многие, даже Алексей Грибов. А Вася Ливанов часто к нам в группу заходил, в шахматы играл. Борис ему пожаловался, что никак не получается найти главного героя, и вдруг Вася говорит: «Давай я попробую!» Пошли в студию, записали, и всем понравилось. Причём в роли Карлсона Ливанов пародировал знаменитого режиссёра Григория Рошаля. Экспромты всегда лучше, чем типажи, притянутые за уши.

 

Музыка 

 

Кроме музыки Геннадия Гладкова в фильме использована музыкальная композиция, звучащая во время нападения привидения на жуликов — не указанная в титрах мелодия «House of Horrors» Мерва Гриффина (1962), исполненная оркестром «Charles Grean Orchestra» и представляющая собой обработку мелодий из «Пляски смерти» Сен-Санса и траурного марша Шопена.