Невероятные приключения итальянцев в России

«Невероя́тные приключе́ния италья́нцев в Росси́и» (итал. Una matta, matta, matta corsa in Russia — «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России») — совместный советско-итальянский комедийно-приключенческий кинофильм в жанре буффонады, снятый в 1973 году режиссёрами Эльдаром Рязановым и Франко Проспери.

 

Сюжет

 

В одной из больниц Рима на 93-м году жизни скончалась русская эмигрантка. Перед смертью она успела поведать своей внучке Ольге, что всё её огромное состояние в 9 миллиардов итальянских лир спрятано в Ленинграде «подо львом» (в этом юмористический момент: в Ленинграде огромное количество львов).

 

Кроме Ольги тайну слышали санитары Антонио и Джузеппе, врач, ещё один пациент со сломанной ногой и мафиозо Розарио Агро, навещавшего беременную жену. В самолёте, летящем в Москву, вся «компания», неожиданно друг для друга, встречается. Во время полёта мафиозо незаметно выкрадывает у врача паспорт и выбрасывает его в унитаз. Однако, выброшенный паспорт прилип снаружи к стеклу иллюминатора. Пытаясь сбить паспорт, Розарио разбивает иллюминатор, куда его через несколько секунд и засасывает. Самолёт совершает экстренную посадку на Минскую автостраду.

 

После посадки солидного врача так и не выпускают из самолёта из-за отсутствия паспорта, и он на протяжении всего фильма вынужден летать от Москвы до Рима и обратно. Остальных же встречает с цветами некий Андрей. Выясняется, что один из санитаров — Антонио — оказался миллионным итальянским туристом, посетившим СССР, и Андрей будет его персональным гидом.

 

Чтобы добраться до Ленинграда, Ольга хочет взять напрокат автомобиль, но единственного ключа на месте не оказывается. Угнав автомобиль, она выезжает на Ленинградское шоссе. Итальянцы и Андрей едут в Ленинград поездом, на котором едет и мафиозо. Пока троица обсуждает в вагоне-ресторане своё богатое будущее, мафиозо, чтобы избавиться от конкурентов, расцепляет состав. Итальянцы и Андрей добираются до шоссе, останавливают машину Ольги, но она уезжает у них из-под носа. Они останавливают «ЗИЛ-130», с которого потом перелезают на автовоз. Прямо с него они угоняют автомобиль «Москвич-412» и начинают погоню за Ольгой, поскольку она — единственная, кто знает примету, по которой надо искать нужного льва.

 

Однако вскоре бензин в их машине кончается, когда они подъезжают к железнодорожному переезду. Итальянцы и Андрей доталкивают автомобиль до бензоколонки, находящейся по другую сторону от переезда. Мафиозо, проезжающий в это время мимо на поезде, видит их и запускает «спецсигару», и бензоколонка взрывается вместе с автомобилем (сама троица вместе с заправщицей успевает спастись в ближайшей канаве). Здесь спародирована концовка фильма Микеланджело Антониони «Забриски-пойнт», вышедшего тремя годами ранее.

 

Пока подъехавшие пожарные тушат пожар, итальянцы и Андрей угоняют пожарный «ГАЗ-51» и догоняют Ольгу. Выдвинув лестницу, они перелезают в ВАЗ-2103, и доезжают до Ленинграда. Сам же ГАЗ-51 с выдвижной лестницей становится неуправляемым и он налетает на здание, на лестнице вытянув наружу ванну с женщиной. По прибытии в Ленинград на вокзале мафиозо встречает хромого и грозит ему расправой в случае следующей встречи.

 

После приезда в Ленинград Андрей, Антонио, Джузеппе и Ольга начинают поиски льва, под которым должны быть сокровища. Найдя похожего льва около Певческой капеллы (возле Дворцовой площади), они, под видом рабочих, якобы устраняющих утечку газа, роют землю и неожиданно замечают мафиозо, который находится в телефонной будке. Антонио поднимает будку подъёмным краном и опускает в реку Мойку. Погружаясь в воду вместе с будкой, мафиозо кричит фразу, ставшую впоследствии знаменитой: «Розарио Агро ещё никому не удавалось уничтожить! Мафия бессмертна!!!»

 

Сокровища около театра не обнаружены, поэтому поиски продолжаются. Отчаявшись, Ольга раскрывает тайну: «В ста шагах от льва должен быть фонтан». В свою очередь, мафиозо не погиб и также продолжает поиски клада.

 

В процессе поиска клада по всему Ленинграду начинаются хаотичные уничтожения каменных львов.

Также выдвинута (Джузеппе) гипотеза, что лев — это русский писатель Лев Толстой, то есть, что клад спрятан под памятником этому писателю, находящемся на Невском проспекте; однако Андрей опровергает эту гипотезу, сообщив, что этот памятник воздвигнут к 50-й годовщине смерти писателя, то есть в 1960 году (через десятилетия после эмиграции Ольгиной бабушки).

Однако, впоследствии оказывается, что клад спрятан в зоопарке, в тайнике под клеткой с живым львом. Об этом догадываются итальянцы дома у Андрея, а в это время мать Андрея рассказывает Ольге, что Андрей недавно стал капитаном милиции. И, благодаря Ольге, итальянцы узнают, что Андрей — вовсе не гид, а приставлен следить за ними.

 

Андрей прибыл туда, лишь только клад обнаружили, но в это время в подземную комнату с кладом, выкопав лапой дыру в дне клетки, провалился лев. Ольга, друзья и Розарио, взяв клад, пытаются убежать от льва, который, как оказалось, целенаправленно преследовал того, у кого находились сокровища, о чём они сами не знали. В пути клад пытался украсть хромой, но лев побежал за ним, и хромой выбросил клад обратно.

 

Убегая ото льва, друзья добегают до Сфинксов на Университетской набережной Невы. Андрей отвлекает льва, а Ольга и итальянцы угоняют лодку и уплывают на ней. Но лев спрыгивает с Моста Лейтенанта Шмидта точно в их лодку, отчего все пассажиры немедленно выпрыгивают за борт. Андрей на спасательном катере подбирает утопающих, потом пытается с помощью багра перетащить сундучок с сокровищем с лодки, на которой остался лев. Но лев толкает сундучок в момент переноса так, что тот падает в воду. Андрей ныряет в Неву за кладом и со дна реки по рации в наручных часах вызывает милицию.

 

Андрей вытаскивает клад из реки, однако, выйдя из воды, оказывается лицом к лицу с кладоискателями. В последний момент приезжает милиция, и Ольга с итальянцами в страхе бросаются бежать, но Андрей, догоняя их с милиционерами, объясняет им, что, как лицам, нашедшим клад, им полагается 25 процентов от стоимости сокровищ.

 

В момент прощания в аэропорту итальянцы один за другим сообщают Андрею, недавно произведённому в майоры, что теперь у него в Италии есть три друга. А Ольга, которая за время поисков успела влюбиться в Андрея, в последний момент выпрыгивает из самолёта на ещё не успевший отъехать от борта трап прямо в объятия возлюбленного и остаётся в СССР.

 

В ролях

 

Андрей Миронов — Андрей Васильев, капитан (позже — майор) милиции

Антония Сантилли — Ольга, внучка русской актрисы-балерины (озвучивание — Наталья Гурзо)

Алигьеро Носкезе — Антонио Ломаццо, санитар в итальянской больнице, приятель, коллега и муж сестры Джузеппе (озвучивание — Александр Белявский)

Нинетто Даволи — Джузеппе, санитар в итальянской больнице, приятель, коллега и шурин Антонио (озвучивание — Михаил Кононов)

Тано Чимароза — Розарио Агро, мафиозо (озвучивание — Михаил Глузский)

Луиджи Баллиста — профессор Дотторе — врач, которого не выпустили из самолета из-за отсутствия паспорта (озвучивание — Яков Беленький).

Евгений Евстигнеев — хромой итальянец

Ольга Аросева — мама Андрея Васильева

 

В эпизодах

 

Лариса Виккел — стюардесса

Борис Рунге — работник проката автомобилей

Элла Некрасова

Антонина Максимова — женщина, лежащая на лавочке

Вадим Грачёв — таможенник

Зоя Исаева — врач из бригады скорой мед.помощи, приехавшей к самолёту размораживать мафиози

Юрий Михайлов

Александр Лукьянов

Валериан Виноградов — диспетчер аэропорта

Юрий Шепелев — директор музыкального театра

А. Портяной

Сергей Юртайкин — шофёр автовоза

Олег Белов

Александр Степанов

Эльдар Рязанов (режиссёр фильма) — врач, «размораживавший» мафиози

Валентина Талызина — дежурная по этажу в гостинице (в титрах не указана)

 

Озвучивание (в титрах не указаны)

 

Наталья Гурзо — Ольга (актриса Антония Сантилли)

Александр Белявский — Антонио (актёр Алигьеро Носкезе)

Михаил Кононов — Джузеппе (актёр Нинетто Даволи)

Михаил Глузский — Розарио Агро (мафиозо) (актёр Тано Чимароза)

Яков Беленький — Главврач римской больницы (актёр Луиджи Баллиста)

 

Съёмочная группа

 

Авторы сценария:

Эмиль Брагинский

Эльдар Рязанов

Франко Кастеллано и Джузеппе Пиполо

Режиссёры-постановщики:

Эльдар Рязанов

Франко Проспери

Операторы:

Габор Погани

Михаил Биц

Главный художник:

Михаил Богданов

Художники по костюмам: Э. Фиорентини, Л. Кусакова

Композитор: Карло Рустикелли

Звукооператор: Юрий Михайлов

Дирижер: Эмин Хачатурян, Иван Шпиллер

Режиссёр: Владимир Досталь

Операторы: И. Симонелли, В. Сёмин

Монтаж: Инесса Брожовская

Грим: О. Струнцова, М. Чиглякова

Комбинированные съёмки:

Оператор: Игорь Фелицин

Художник: Александр Захаров

Редактор: А. Степанов

Музыкальный редактор: Раиса Лукина

Ассистенты:

режиссёра: В. Сировский, Е. Судаков, А. Назаров, С. Яблоков

оператора: В. Иванов, К. Погани, В. Новиков

Мастер по свету: М. Куделин

Конструктор: А. Чуенков

Художник: Г. Кошелев

Автомобильные трюки: Серджо Миони

Спецэффекты: Джулио Молинари

Акробатическая группа под руководством: В. Головко и В. Шпак

Дрессировщики: Л. и Н. Берберовы

Директора картины: Карлен Агаджанов, Карло Бартолини

Продюсер: Луиджи Де Лаурентис

 

Съёмки

 

Поначалу Дино де Лаурентис прочитав сценарий, назвал мурой сценарий Брагинского и Рязанова и сказал, что итальянский зритель на такую галиматью не пойдёт, но ему понравилась версия с живым львом. Дино де Лаурентис приказал Брагинскому и Рязанову переписать сценарий и включить туда сцены с живым львом из первого сценария. Эльдар Рязанов чуть не впал в депрессивное состояние в гостинице Рима, однако, включив телевизор, увидел фильм «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» и с быстротой и азартом написал сценарий и придумал историю с посадкой самолёта на оживлённое шоссе. Вот этот сценарий Дино де Лаурентис принял и даже сказал соавторам «спасибо».

Фильм Эльдара Рязанова пародирует множество известных на тот момент зарубежных гангстерско-приключенческих фильмов. Например, эпизод с посадкой пассажирского лайнера на шоссе пародирует французский фильм «Сицилийский клан», а взрыв бензоколонки — фильм Микеланджело Антониони «Забриски-пойнт». Сюжет фильма Рязанова напоминает фильм «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» (на что прямо указывает его итальянское название — «Безумная, безумная, безумная гонка в России») и ряд других аналогичных комедий про поиски сокровищ.

Во время съёмки в Риме проезда «скорой помощи» по тротуару между столиками кафе один из актёров массовки настолько перепугался, что упал от шока.

Сцена с посадкой Ту-134 снималась на Ульяновском аэродроме, все полёты совершали лётчики Ульяновской ШВЛП, ВПП «загримировали» под шоссе. Заместитель начальника школы Иван Антонович Таращан предложил: «Возьмите письмо из Министерства гражданской авиации, в котором мне позволят летать с нарушением инструкции, и я выполню трюк». Однако в Министерстве гражданской авиации ответили категорическим отказом. Тогда Таращан потребовал: «Машины — только легковые, за рулями — только лётчики: в этой чрезвычайной ситуации им легче будет ориентироваться мгновенно и безошибочно». В общей сложности самолёт сажали 6 раз и каждый раз безупречно.

Кадры, где Ту-134 едет по шоссе, а под ним ездят автомобили, снимали на резервной полосе. В некоторых кадрах сцены посадки самолёта видно незакамуфлированное радиолокационное оборудование аэропорта.

Большинство трюков в автомобильной погоне выполнил итальянский каскадёр, автогонщик Серджио Миони. Эпизод, когда «Москвич» и «Жигули» попадают под струю воды и грязи, становятся «слепыми» и мечутся, преследуя друг друга, выполнили советские гонщики. Они же осуществили всю водительскую часть номера с пожарной машиной. Для съёмок фильма было закуплено 5 «Жигулей» и 5 «Москвичей», однако в некоторых сценах их «дублировали» итальянские автомобили — так, «Жигули» Ольги в некоторых эпизодах превращались в «ФИАТ-124», а «Москвич» итальянцев — в «ФИАТ-1100». Почти все съёмки из салона были проведены именно в «ФИАТах».

Для съёмок взрыва бензоколонки художник Михаил Богданов воздвиг бензоколонку, которая ничем не отличалась от настоящей. В результате многие автомобили подъезжали заправиться.

В трюке с разведённым мостом — единственная в фильме сцена с участием дублёров (Нинетто Даволи (Джузеппе) прыгал сам, без дублёра), в эпизоде, где под мостом проплывает пароход (снимали пароход «Тарас Шевченко», у которого нарастили на 2,5 метра рубку), участвовали студенты циркового училища. Чтобы создать у зрителя впечатление, что трюк выполнен артистами, нужны были их крупные планы. Уговорили Андрея Миронова, и он повис над рекой на вздыбленном крыле моста, высота которого равнялась примерно 15-этажному дому. Внизу плескалась Нева, под Андреем Мироновым шёл теплоход. Андрей Александрович изо всех сил пытался взобраться на мост по-настоящему. Сняли весь эпизод за один день.

При съёмках льва Кинга его хозяин, Лев Берберов, прочитав сценарий, заявил: «Сценарий очень плохой. Он не учитывает и сотой доли возможностей моего Кинга. А Кинг может всё!». После чего сценарий был пополнен новыми эпизодами и трюками. Однако в реальности выяснилось, что лев ленивый и отказывался делать многие трюки с первого раза. Также выяснилось, что актёры панически боялись льва. Первым на контакт с Кингом пошёл Андрей Миронов, увлекая остальных своей храбростью. После этого Эльдар Рязанов дал себе слово больше никогда не быть режиссёром-анималистом.

Сцена, в которой капитан Васильев плавал под водой, нырнув под воду за драгоценностями, снималась в Неаполе, и поэтому Андрей Миронов опускался на дно тёплого Средиземного моря, а не холодной Невы.

Многие из разрушенных в фильме (в процессе раскопок) каменных львов не существуют там, где они показаны в фильме, то есть эти львы приписаны местам, где львов нет — например:

возле Певческой капеллы (первые);

возле Итальянского мостика через канал Грибоедова (разрушил Розарио Агро).