Укрощение строптивой

«Укрощение строптивой» — чёрно-белый художественный фильм. Экранизация одноимённой пьесы Уильяма Шекспира.

 

История

 

В основе экранизации лежит театральная постановка пьесы на сцене Центрального театра Советской армии Народным артистом Союза ССР Алексеем Поповым, созданная еще в 1937 году.

 

«А. Д. Попов (в начале фильма): Когда наш театр начинал работу над „Укрощением строптивой“, мы не думали, что пройдет четверть века, и наш спектакль, проживший долгую сценическую жизнь, станет основой для создания фильма. И за один вечер его смогут посмотреть столько зрителей, сколько не смотрели за все 25 лет. Поэтому фильмом нам, актерам и режиссёру, очень хочется донести все то лучшее, что было в спектакле. И переосмыслить его, опираясь на выразительные средства кино».

 

«Накануне Международного Шекспировского конгресса, намеченного на апрель 1956 года, в ЦТСА было принято решение о возобновлении постановки „Укрощение строптивой“ и вводе в спектакль группы молодых исполнителей. Роль Катарины Алексей Попов поручил Касаткиной. Он был доволен её работой в фильме „Укротительница тигров“ и через фильм смог увидеть что-то, приблизившее её к образу строптивой героини Шекспира. Катарина в „Укрощении строптивой“ стала событием в театральной жизни страны и одной из первых вершин в творчестве Людмилы Касаткиной (…) Роль Катарины стала последней работой в театре Касаткиной с Алексеем Поповым, накануне его драматического ухода из театра Советской Армии. Вслед за спектаклем в 1961 году вышел телевизионный фильм „Укрощение строптивой“, сценаристом и постановщиком которого стал Сергей Колосов. Творческую часть работы над фильмом курировал Алексей Попов».

 

Фильм начинается документальным эпизодом — заседанием труппы театра, на котором со вступительным словом выступает Алексей Попов. По одной из версий — именно этот эпизод стал объектом пародии в фильме «Берегись автомобиля» (эпизод выступления с речью руководителя народного театра (роль Евгения Евстигнеева).

 

«А. Д. Попов (в начале фильма): Шекспировская комедия рассказывает об одном дворянине Петруччо, который пожелал выгодно жениться и укрощает строптивый нрав своей супруги Катарины. Сюжет, как видите, типично феодальный».

 

Сюжет

 

Экранизация комедии Уильяма Шекспира о гордой и неприступной красавице Катарине, дочери богатого патриция Баптиста, которая делает все возможное, чтобы унизить своих женихов. Но находится дворянин из Вероны Петруччо, который сумел подчинить себе её неукротимый нрав.

 

В ролях

 

Людмила Касаткина — Катарина

Андрей Попов — Петручио

Владимир Благообразов — Баптиста

Ольга Красина — Бианка

Владимир Зельдин — Люченцио

Антоний Ходурский — Гремио

Марк Перцовский — Гортензио

Сергей Кулагин — Грумио

Владимир Сошальский — Транио

Лев Шабарин — Бионделло

Николай Неронов — Винченцио

Николай Сергеев — старый учитель

Рафаил Ракитин — Куртис

Алексей Попов — режиссёр театральной постановки

Павел Винник — служка в церкви

Пётр Вишняков — епископ

Юрий Никулин — руководитель церковного хора мальчиков

Николай Пастухов — повар

Нина Сазонова — кормилица

 

Съёмочная группа

 

Сценарная разработка и постановка фильма — Сергей Колосов

Оператор — Владимир Яковлев

Второй оператор — Т. Гришин

Художники — Ниссон Шифрин, Василий Голиков

Композитор — Александр Голубенцев

Звукооператор — Евгений Кашкевич

Монтаж — З. Верёвкина

Редактор — А. Донатов

Костюмы — И. Федотов, Л. Рахаина

Грим — И. Балдина, Б. Балдин

Фехтование — Л. Блох

Оркестр Управления по производству фильмов. Дирижёр — В. Смирнов

Директор картины — Т. Огородникова

 

Награды

 

Приз «Золотая нимфа» — Л. Касаткиной на 2-м Международном кинофестивале телефильмов в Монте-Карло (1961).

 

Отзывы 

 

«Признание и успех картины были абсолютными. Катарина Касаткиной, сначала сыгранная на сцене, а потом перенесенная на телеэкран, вызвала восторг публики и живой отклик критики. Вот несколько отзывов искусствоведов о Касаткиной — Катарине: „Касаткина сумела обнаружить у своей героини сложный и тонкий внутренний мир, угадать душу легкоранимую и потому так стремительно поднимающуюся на защиту исповедуемых ею истин. Она рисует натуру гордую, но справедливую, расцветающую, если рядом с ней оказывается человек, равный по силе характера, уму и таланту. Касаткина донесла мысль пьесы, так смело угаданную в своё время А. Д. Поповым: Петруччо не только укрощает Катарину, но и укрощается ею. Катарина не только подчиняется силе воли мужа, но и сама укрощается ею“. И еще: „Завораживающий богатством тембровых звучаний и интонаций голос Касаткиной был продемонстрирован в полной силе её Катариной. Найденные в этой роли звонкость, мажорность, чеканность жеста и движения, владение силой голоса, характерная пластика танца пройдут через последующие театральные и кинематографические работы Людмилы Касаткиной“».