Усатый нянь

 «Усатый нянь» — первая полнометражная работа режиссёра Владимира Грамматикова

 

Краткое Резюме

 

Вчерашний школьник Кеша никак не может выбрать себе профессию по душе и надолго не задерживается ни на одной работе. Его проблему решает общественность, определившая Иннокентия на работу в детский сад. Воспитательская работа с маленькими озорниками помогает ему самому повзрослеть…

 

Сюжет

 

В одном из московских дворов компания друзей, называющих себя — «Бублик», «Мотыль» и «Пончик», решают помочь своему другу-шалопаю и тунеядцу Кеше Четвергову «Четвергу» заполучить внимание неизвестной девушки, в которую он влюблён. Для этого они придумывают «поразить» её эффектным выездом Кеши на мотороллере, который в нужный момент должен совершить кульбит прямо перед её подъездом, и затем, так же эффектно, самолично открыть ей дверь. Но затея не удаётся, и Кеша, не справившись с управлением, разбивает в подъезде стекло.

 

За нарушение порядка Иннокентия Четвергова вызывают в местный общественный комитет народных заседателей при ЖЭКе, представители которого решительным образом хотят передать дело в соответствующую организацию. Пытаясь смягчить ситуацию, в целом расположенный к Четвергову участковый Евсеев напоминает общественности о том, что Иннокентий не пьяница и не хулиган, и «даже не остолоп», а всего лишь — бездельник, который не желает трудиться. Но под давлением главного представителя общественного комитета, участковый всё же делает Иннокентию строгий выговор за тунеядство, припоминая ему — так и не попавшему в институт — не раз оказанную помощь в трудоустройстве, то сантехником и подсобным рабочим, то подручным у мастера и служителем бани, куда пристроены и его друзья «Пончик» и «Бублик». После всех выслушанных обвинений Кеша устраивает в комитете дебош, показывая своё отношение к общественному мнению — прыгает козлом по кабинету, распевая под гитару песню про Колобка и корчит рожи. В результате устроенного Кешей «концерта» и зафонившего микрофона со стены падает огнетушитель, затем в процессе разрядки начинает летать и заливает всех пеной. Удручённые таким поведением, представители общественного комитета окончательно и бесповоротно требуют передачи дела Четвергова «под суд», но за Иннокентия неожиданно вступается директор детского сада Марина Борисовна Михальчук, которая уговаривает заседателей «дать человеку последний шанс» — отдать Четвергова на перевоспитание «моим бармалейчикам». Иннокентия направляют на работу в детский сад № 21 для прохождения так называемого курса перевоспитания путём «общественно полезного труда».

 

Чтобы избежать позора перед своими друзьями, Иннокентий Четвергов придумывает «легенду» о том, что его направили на работу в секретную лабораторию, связанную с космосом, а не ночным дежурным в детский сад. Чтобы история выглядела более убедительной, поздним вечером Кеша подговаривает случайно оказавшегося рядом с домом водителя чёрной «Волги» ГАЗ-24 подать машину к подъезду, а затем, после произведённого на друзей эффекта, высадить его за углом соседнего дома. Трюк удаётся, и друзья Кеши верят в его невероятную историю, а сам Иннокентий, уже не переживая за собственное достоинство, отправляется на своё первое ночное дежурство.

 

В детском саду Иннокентия встречают новые проблемы — будучи ещё по собственному мнению «трудным ребёнком, у которого недавно была няня», он сталкивается с настоящими детскими шалостями, справиться с которыми он оказался ещё не готов. Поставленный один на один перед непосильной задачей, Кеша находит выход из положения — войти в привычную ему роль скомороха, которую он с успехом продемонстрировал на заседании, куда его вызвали для вынесения общественного порицания. Новый няня-скоморох пришёлся по душе всей детской группе, но выбранная Иннокентием тактика произвела на них обратный эффект — усмирить детей Кеше так и не удалось, и на помощь ему приходит опытная няня Арина Родионовна.

 

Директор детского сада, которая увидела в Иннокентии «упорное нежелание расставаться с детством», решает произвести над Кешей воспитательный эксперимент с целью выбить из него подростковую несерьёзность и несамостоятельность. Наутро Марина Борисовна объявляет Иннокентию о «чрезвычайной ситуации», в связи с которой на весь день детская группа должна остаться на его попечении — воспитательница детской группы неожиданно выходит замуж, дневная няня, которая должна дежурить в этот день, уехала «в район Чебоксар на соревнования по спортивному ориентированию», а ей самой тоже придётся уехать, чтобы «пробить дачу», иначе дети могут остаться на лето в Москве. Иннокентию ничего не остается, как согласиться и следовать строгому распорядку дня — провести с детьми утреннюю зарядку, накормить их завтраком, вывести на прогулку, приготовить обед и уложить малышей на «тихий час».

 

Оставленный один на один с детьми, Кеша под чутким вниманием говорящего попугая Марины Борисовны Валеры, которому она поручила присматривать за ним, с трудом справляется с возложенной на него задачей, и к середине своего задания терпит полный провал — не справляется с мытьём посуды на кухне, срывает кран с водой и бьёт половину тарелок. Попугай Валера зовёт детей на помощь, и те слаженно и быстро наводят на кухне идеальный порядок. Кеше впервые становится стыдно за себя — ему уже 18 лет, а он «хуже маленького ребёнка». Осознав собственные недостатки, Иннокентий ставит для себя цель доказать, что способен справиться с возложенной на него задачей, и с энтузиазмом берётся за дело. Но тут его поджидает ещё одно испытание… В самый неподходящий момент, когда он играет с детьми во дворе детского сада, его замечают друзья — «Бублик», «Мотыль» и «Пончик», которым он насочинял историю про то, что он работает в космической лаборатории. Друзья, не скрывая своего злорадства и радуясь тому, что правда оказалась не такой красивой, как легенда, просят его объясниться, но неожиданно получают в ответ не оправдания незадачливого сочинялы Кешки «Четверга», а принципиально иную позицию уже совершеннолетнего гражданина, которого «тридцать человек на Земле называют Иннокентий Петрович, ждут, просят помочь и советуются».

 

Эксперимент директора детского сада, взявшего «трудного подростка» Четвергова на перевоспитание, удался, и теперь, больше того, примеру Иннокентия последовали и его друзья, превратившись из дворовых погонял «Бублика», «Мотыля» и «Пончика» в отзывчивых помощников Диму, Васю и Петю. Для Иннокентия этот урок жизни не только помог избежать незавидной участи и получить уважение опытной сиделки Арины Родионовны, но и открыть в себе новые душевные качества — вынужденное расставание с детьми, которые полюбили своего «усатого няня», даётся ему с трудом.

 

К первому мая, когда все дети должны отправиться на летнюю дачу, Иннокентий уже призван для прохождения срочной службы в армии. Он прощается с малышами и даёт последние наставления попугаю Валере — хранителю порядка в детском саду, досконально объясняя ему особенности каждого ребёнка. На службу в Пограничные войска Иннокентий попадает уже повзрослевшим мужчиной. Вдалеке от дома ему помогают письма детей из группы, которые его не забывают и делятся с ним всеми своими впечатлениями.

 

В ролях

 

Сергей Проханов — Иннокентий Петрович Четвергов (Кеша)

Людмила Шагалова — Марина Борисовна Михальчук, директор детсада

Елизавета Уварова — Арина Родионовна, нянечка

 

Друзья Кеши

 

Сергей Бачурский — Петя по прозвищу «Пончик»

Валерий Кисленко — Дима по прозвищу «Бублик»

Феликс Кроль — Вася по прозвищу «Мотыль»

 

Члены комиссии по трудным подросткам

 

Валентин Брылеев — товарищ общественник, говорящий «Что-то больно долго ты возишься с этим усатиком, Евсеев!»

Геннадий Ялович — отец Курослепова

Арсен Берзин — товарищ общественник, смотревший телевизор

Бронислава Захарова — рыжая женщина-общественник

Татьяна Николаева — женщина-общественник в милицейской форме

Вадим Урюпин — рыжий мужчина-общественник

 

Другие

 

Вадим Александров — участковый Евсеев

Надежда Самсонова — бойкая старушка

Александр Сажин — сторож Кузя

Марина Матвеенко — незнакомка

Наталья Хорохорина — мама «Бармалейчика»

Владимир Пучков

Ольга Григорьева

Клавдия Козлёнкова — Мария Степановна, дворничиха

Леонид Трутнев — таксист

 

Награды

 

Приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» на Всесоюзной Неделе детского фильма (1979);

Приз зрителей I Кинофестиваля молодых кинематографистов Москвы.

 

Съёмочная группа

 

Автор сценария: Андрей Вейцлер, Александр Мишарин

Режиссёр-постановщик: Владимир Грамматиков

Оператор: Лев Рагозин

Художник-постановщик: Михаил Фишгойт

Художник по костюмам: Тамара Дмитриева

Композитор: Алексей Рыбников

Звукорежиссёр: Владимир Кипа

Текст песен: Ю. Михайлов (Юлий Ким)

Директор: Яков Сапожников

 

Интересные факты

 

Название фильма взято у Маяковского из поэмы «Хорошо», в которой он пародирует Пушкина (разговор Татьяны с няней), причём в качестве Татьяны выступает мадам Кускова, а в качестве няни — «усатый нянь» П. Н. Милюков.

 

В комедии снимались 18 детей 4,5 — 5,5 лет. Так как по КЗоТу детей этого возраста нельзя снимать более 4-х часов в день, — режиссёр Владимир Грамматиков решил найти 18 пар близнецов, чтобы не нарушать график и работать по 8 часов в день. Однако затея провалилась, так как любые близнецы различаются по характеру, и в картине это выглядело бы фальшиво.

 

В сцене, где Кеша поигрывает на гитаре, впервые заступив на ночное дежурство, показывают развешанные по стенам кабинета памятные фотографии Арины Родионовны — дежурной нянечки детского сада. На фотографиях использован фотомонтаж (за исключением первой), где Арина Родионовна на одном снимке с А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым и С. В. Михалковым. На первом снимке (возможно, постановочный кадр) Арина Родионовна вместе с мальчиком, внешне напоминающим А. С. Пушкина в детском возрасте. Таким образом, режиссёр иронично иллюстрирует фразу директора детского сада Марины Борисовны о том, что Арина Родионовна — «самая заслуженная нянечка из всех существующих на Земле» и «Если б ты знал, сколько выдающихся людей она воспитала!», когда она представляла няню Иннокентию.

 

В сцене, где Иннокентий Четвергов за своё хулиганское поведение предстаёт перед районными представителями Комитета народных заседателей и участковым, в интерьере кабинета видна доска объявлений, на которой рядом с агитационными плакатами соседствуют следующие объявления: «Бой сиамским котам!», «Не пейте сырой воды!», «Смерть мухам!» и «Солнечное затмение; Явление природы; Наблюдение с крыши № 7».

 

Последняя сцена фильма, где Иннокентий прощается с уезжающими на автобусе детьми, снята на крутом участке Хохловского переулка в Москве, который сохранился до наших дней без изменений.

 

Выход фильма «Усатый нянь», по иронии судьбы или преднамеренно, совпал с принятой 7 октября 1977 года на внеочередной Сессии Верховного Совета СССР новой, так называемой «брежневской», Конституцией СССР, в которой предусматривалось усиление народного контроля на основании Закона «О народном контроле в СССР». Если учесть тот факт, что сюжет фильма исходит от решения общественного Комитета и, в конце, показывает его результативность в решении дисциплинарных проблем среди молодежи, то такое совпадение вполне может быть не случайным, а приуроченным к выходу новой Конституции.

 

Оператором данного фильма был горячий любитель моделей железных дорог Лев Николаевич Рагозин — и поэтому в фильме просто не могла не «всплыть» модельная железная дорога: в кабинете директора детского садика присутствует один из многочисленных в то время наборов железной дороги известного ГДР-овского производителя PIKO с паровозиком («на неправильной ходовке») серии 80 и двумя пригородными вагончиками.

 

В одном из эпизодов мелькает польский микроавтобус Nysa.

 

Уезжают дети на автобусе ЛАЗ-695М в сопровождении милицейской ГАЗ-24 «Волга».

 

В финале Кеша едет в кузове армейского грузовика ГАЗ-66. Судя по грузовику и погонам служит он в погранвойсках. На головах у бойцов пилотки, но пограничники никогда их не носили. Так же на номерах машин три буквы после цифр, на военных только две. 

 

Детей, снимавшихся в фильме, опекала опытная воспитательница одного из детских садов Каковкина Нина Михайловна. В её обязанности входило принять детей от родителей в автобус и сопровождать до студии, следить за ними и опекать в промежутках между съёмками, доставить по домам в автобусе. Однажды ей предложили сняться со спины вместо заболевшей Арины Радионовны, но она из-за стеснения отказалась. О чём потом жалела. После съёмок этого фильма её пригласили участвовать в съёмках другого фильма с детьми также в качестве воспитателя. По семейным обстоятельствам, к сожалению, она отказалась. На этом её киношная карьера закончилась.